Дело № 2-6419/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года г. Чита Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., при секретаре Питаевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородиной Маргариты Валерьевны к войсковой части 01390, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании премии по итогам работы за полтора месяца второго квартала 2011 года, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Бородина М.В. обратилась в суд с указанным иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. В период с 01 февраля 2011 года по 16 мая 2011 года работала по совместительству на должности главного юрисконсульта войсковой части 01390. Увольнение было произведено по собственному желанию истца. В нарушение положений приказа МО РФ № 1010 от 26 июля 2010 года истцу не была выплачена премия за второй квартал 2011 года за фактически отработанное время. Истец просила взыскать задолженность по премии исходя из 1/2 расчетной суммы (расчетная сумма – 30000 рублей) на одного гражданского работника за фактически отработанное время – полтора месяца второго квартала 2011 года в размере 7 500 рублей (30000 рублей : 3 : 3 х 1,5). Кроме того, просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме. Представители ответчиков в судебном заседании выразили несогласие с заявленными требованиями, пояснив, Приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает дополнительную выплату (премию) по результатам службы (работы) за счет экономии фонда оплаты труда. Это означает, что данная выплата не является гарантированной, и, следовательно, обязательной. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Издание приказов на выплату премии военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. В соответствии с приказом данная выплата именуется как дополнительное материальное стимулирование, поэтому должна применяться для работников, которые находятся в трудовых отношениях на момент издания приказа. Кроме того, все выплаты по данному приказу за 1 квартал 2011 года произведены, денежные лимиты на выплату премии иным лицам отсутствуют. Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам. Как следует из трудовой книжки, 19 января 2011 года Бородина М.В. была принята на должность ведущего юрисконсульта юридической службы СибВО (л.д.___). В дальнейшем, а именно 01 февраля 2011 года Бородина М.В. была принята на работу по совместительству на должность главного юрисконсульта (помощника командующего армией по правовой работе – начальника юридической службы) и уволена с занимаемой должности 16 мая 2011 года по собственному желанию (л.д.___). Из представленного в материалы дела трудового договора № 31 от 01.02.2011 Бородиной М.В. был установлен оклад в размере 2552,46 руб., что соответствует 1/2 ставки (л.д._____). В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления….военных округов…. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. (п.1, 2). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в управлении военных округов - на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами рапортов (п.6). 16 июня 2011 года в адрес начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю поступила телеграмма о дополнительных выплатах военнослужащим и лицам гражданского персонала во втором квартале 2011 года. 15 августа 2011 года принято решение о распределении денежных средств, о чем дано указание командирам войсковых частей и начальникам объединений, управлений (л.д.___). Из материалов дела следует, что во исполнение приказа МО РФ № 1010 командиром войсковой части 01390 был издан приказ о выплате премии гражданскому персоналу за второй квартал 2011 года. В соответствии с п. 7 вышеназванного приказа № 1010 размер дополнительного материального стимулирования не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. Пунктом 11 приказа Министра обороны РФ № 1010 установлен перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности. В ходе судебного разбирательства было установлено, что к дисциплинарной ответственности Бородина М.В. не привлекалась, материальный ущерб Вооруженным Силам не причиняла. В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Приказ Министра обороны РФ № 1010 устанавливает дополнительное материальное стимулирование в виде премий, которые выплачиваются систематически за качественное, квалифицированное выполнение должностных обязанностей всему работающему гражданскому персоналу, за исключением лиц, указанных в вышеизложенном пункте 11. Таким образом, действие приказа распространяется на всех лиц, осуществляющих выполнение работы в первом квартале 2011 года. В силу положений ст. 22 ТК РФ регламентирующей обязанности работодателя, последний обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Согласно ст. 60. 1 Трудового Кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Статьей 285 ТК РФ определено, что оплата труда совместителей, как и других работников, производится в зависимости от выработки или затраченного на выполнение времени (пропорционально отработанному времени) на основе соответствующих положений о заработной плате. При этом ст. 135 ТК определено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Как усматривается из материалов дела, Бородина М.В. была принята на должность главного юрисконсульта по совместительству на основании трудового договора, в котором предусмотрены условия работы аналогичные с условиями, принятыми для основного работника. Из смысла статей 135, 285, 287 Трудового Кодекса РФ следует, что премирование совместителей и выплата надбавок за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы, доплат и других вознаграждений, предусмотренных условиями оплаты труда, производятся в порядке, установленном для работников данной организации в локальных нормативных актах, равно как и штатным сотрудникам. Пунктом 3 трудового договора предусмотрены условия оплаты труда, в том числе порядок премирования. В соответствии с подпунктом 3.2 по результатам работы работодателем могут выплачиваться иные премии на основании локальных нормативных правовых актов. Таким образом, требования Бородиной М.В. обоснованны и подлежат удовлетворению. Из вышеуказанной телеграммы усматривается, что расчетная сумма на одного гражданского работника в управлениях командований, объединений установлена в размере 30 000 рублей. Учитывая, что Бородина М.В. отработала 1,5 месяца второго квартала 2011 года на 1/2 ставки, суд согласен с порядком и размером расчета суммы премии, и считает, что в пользу истца подлежит взысканию премия пропорционально отработанному времени в размере 7500 руб. Статья 237 ТК РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений. Таким образом, положения данной статьи, наделают работника правом на возмещение морального вреда во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями. Компенсация морального вреда предусматривается в ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ). В силу положений ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Пунктом 2 ст.1101 ГК РФ определено, что при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Проанализировав собранные по делу доказательства принимая во внимание нормы материального права, регламентирующие право и порядок возмещения морального вреда, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично в размере 500 руб. В связи с тем, что Трудовым Кодексом РФ обязанность по выплате заработной платы и иных выплат, предусмотренных положениями об оплате труда, возложена на работодателя, денежные средства должны быть взысканы с войсковой части 01390. Вместе с тем требование истца о признании незаконным бездействия командира войсковой части 01390 в невыплате денежной премии (дополнительной выплаты) не подлежит удовлетворению, поскольку обязанность по финансированию войсковой части 01390 возложена на Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, которое в силу положений пункта 26 Устава обязано организовать своевременное и в полном объеме обеспечение личного состава обслуживаемых воинских частей денежным довольствием (заработной платой) и иными выплатами в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Бородиной Маргариты Валерьевны удовлетворить частично. Взыскать с войсковой части 01390 в пользу Бородиной Маргариты Валерьевны премию по итогам работы за полтора месяца второго квартал 2011 года в размере 7 500 рублей, компенсацию морального вреда 500 рублей, всего 8000 руб. Взыскать с войсковой части 01390 в местный бюджет государственную пошлину в размере 600 руб. Обязать Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю выплатить Бородиной Маргарите Валерьевне премию по итогам работы за полтора месяца второго квартала 2011 года в размере 7 500 руб., компенсацию морального вреда 500 руб., всего 8000 руб. В остальной части иска отказать. Обязать Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю перечислить в местный бюджет государственную пошлину в размере 600 руб. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья Т.В.Лоншакова