Дело № 2-2669-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 декабря 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Доржиевой Б.В., при секретаре судебного заседания Кузнецовой О., с участием прокурора Кулибаба А.Г., Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Макаровой Зои Петровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании приказов незаконными, их отмене, взыскании судебных расходов, установил: Макарова З.П. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она уволена с должности федеральной гражданской службы начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в связи с сокращением должности гражданской службы и отказом гражданского служащего от предложенных для замещения должностей гражданской службы, в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». С увольнением не согласна, поскольку, во – первых, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ознакомил и вручил истцу уведомления о сокращении замещаемой истцом должности, где указано, что при отсутствии согласия истца на исполнение обязанностей по предлагаемым должностям, действие служебного контракта будет прекращено по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении должности. Увольнение и расторжение контракта произошло до истечения двух месяцев с момента предупреждения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Письменного согласия, предусмотренного п.8 ст.31 вышеуказанного закона, истец не давала. Во-вторых, после вручения ей первого уведомления о сокращении должности, на официальном сайте Росреестра была размещена информация о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей ведущей группы, категории - руководители в Управлении. Кроме того, ответчиком при выдаче уведомления не учтены результаты аттестации истца в марте 2009 года, по результатам которой истец подлежал включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Просит признать приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с об увольнении незаконным, восстановить истца в должности, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 43872, 92 руб.. В ходе рассмотрения дела истец неоднократно дополняла и уточняла исковые требования. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила восстановить истца в должности федерального гражданского служащего - начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого и нежилого назначения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - государственного регистратора, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 100000 рублей, заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 76777, 41 руб., расходы на услуги представителя – 10000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец дополнительно просила признать приказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л\с незаконным и отменить его, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 282794, 19 рублей. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истица также просила признать незаконным и отменить приказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л\с, взыскать зарплату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 302631, 40 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истица просила взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 367989, 93 руб. ДД.ММ.ГГГГ истица просила взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 377548, 11 руб. Дополнительными основаниями для признания увольнения незаконным, а также признания незаконными и отмене приказов №№л\с, 211 л\с от ДД.ММ.ГГГГ истец указала следующее. Увольнение в случае сокращения являлось бы законным, если сокращение должностей гражданской службы действительно имело место, если профсоюзный орган был извещен о возможности расторжения контракта с гражданским служащим в связи с сокращением, если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо другом государственном органе. Данные условия ответчиком не соблюдены. Кроме того, истец не ознакомлена с приказами № л\с, под роспись, на основании которого произошло сокращение должности начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения. А уведомления о сокращении выданы в соответствии с приказом № л\с «Об утверждении структуры и штатного расписания», с которым истицу также не ознакомили. В результате издания приказа № л\с сокращению подлежало 48 должностей, однако уведомлений о сокращении выдано более 100. Истцу не предлагались равнозначные и вышестоящие должности, тем самым нарушены нормы, предусмотренные п.4 ст.32 Конституции РФ и п.3 ст.4 ФЗ № на равный доступ к государственной гражданской службе. В судебном заседании истец и ее представитель на основании письменного заявления Микулич А.С. исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснив обстоятельства, аналогичные изложенным в иске и дополнениях к нему. Представитель ответчика Замякина Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенных в отзыве на иск и дополнениях к отзыву, просила в иске отказать за необоснованностью требований Макаровой З.П. Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в иске отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением федеральной регистрационной службы по <адрес> в лице руководителя и Макаровой Зоей Петровной заключен служебный контракт №, в соответствии с которым гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела государственной регистрации прав на жилые помещения – государственного регистратора <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Должность отнесена к группе ведущей, категории руководителей. Контракт заключен на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ Макарова З.П. прошла аттестацию, согласно заключению аттестационной комиссии соответствует замещаемой должности, рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста. В соответствии с Приказом Росреестра № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации некоторых территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в Управлении Росреестра по <адрес> проведена реорганизация, в ходе которой к Управлению присоединены Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Управления геодезии и картографии. В результате проведенной реорганизации произошло изменение структуры и штатного расписания Управления. Приказом Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л\с утверждена новая структура и штатное расписание Управления, отдел регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения упразднен. На основании приказа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее Управления) № л\с от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № л\с с ДД.ММ.ГГГГ сокращены должности государственной гражданской службы Управления, в том числе и начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения - государственного регистратора. О предстоящем сокращении, в том числе и должности, занимаемой истцом, ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление председателю профсоюзного комитета Управления Е.А. Бариновой (л.д.____). ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Макаровой З.П. направлены и вручены уведомления о сокращении занимаемой ею должности, для замещения предложены вакантные должности. Макарова З.П. свое согласие с предложенными должностями не выразила, о чем составлен комиссионный акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____). В соответствии с приказом № л\с от ДД.ММ.ГГГГ «об увольнении Макаровой З.П.» служебный контракт с Макаровой З.П. расторгнут, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения - государственного регистратора <адрес>, уволена ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы и отказом гражданского служащего от предложенных для замещения иных должностей гражданской службы, по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основаниями указаны уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 30 Постановления "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 73 названного Федерального закона, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, а сама служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 33 упомянутого Закона общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Судом установлено, что о сокращении должности государственной гражданской службы истица Макарова З.П. была уведомлена первоначально ДД.ММ.ГГГГ, в уведомлении сообщалось, что должность истца подлежит упразднению, в связи с чем, по его трудоустройству будут приниматься меры, однако, при отсутствии такой возможности служебный контракт по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления служащего с уведомлением подлежит расторжению. Макарова З.П. уведомлялась 4 раза о предстоящем сокращении занимаемой ею должности, ей предлагались вакантные должности, однако с учетом того, что истица не воспользовалась своим правом, ответчик расторг заключенный с нею служебный контракт. При этом суд не может согласиться с доводами истца о несоблюдении представителем нанимателя двухмесячного срока со дня уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии с ч.5 ст.31 упомянутого закона при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В данном случае указанные требования соблюдены. Учитывая, что при увольнении с государственной службы нормы Трудового кодекса РФ применяются с учетом требований Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при котором предложение к замещению иной должности является не обязанностью представителя нанимателя, а исключительно его правом, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца произведено ответчиком в полном соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Довод о том, что работодатель был обязан предоставить истцу должность, равноценную занимаемой, в соответствии с его уровнем квалификации, противоречит положениям Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку предоставление гражданскому служащему возможности замещения иной должности, взамен подлежащей упразднению, является правом, а не обязанностью работодателя. При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы. Судом установлено, что профсоюзный орган Управления Росреестра в <адрес> уведомлен о предстоящем сокращении должностей государственной службы ДД.ММ.ГГГГ. Относительно требований о признании незаконными и отмене приказов №№ л\с, 211 л\с от ДД.ММ.ГГГГ, то суд соглашается с мнением ответчика о пропуске срока для обращения в суд, по следующим основаниям. Согласно положениям ст. 70 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе" индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом (ч. 1). Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 2). Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 8). В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам (ч. 12). Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы (п. 1 ч. 14). Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом (ч. 17). На основании ст. 73 указанного ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, пункт 6 части 1 статьи 23, статья 24 ГПК РФ). В п. 5 вышеуказанного постановления разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольными членами семьи). Суд соглашается с мнением ответчика о том, что приказы № л\с «Об утверждении структуры и штатного расписания Управления…», 211 л\с о сокращении должностей государственной гражданской службы в Управлении, касаются трудовых отношений гражданских служащих, а потому к ним могут быть применены положения ст.69 Федерального Закона №, согласно которой индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Судом установлено, что о содержании приказа № л\с от ДД.ММ.ГГГГ Макарова З.П. доподлинно знала уже на момент обращения в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении её трудовых прав ДД.ММ.ГГГГ, что следует из материалов надзорного производства. Требования о признании данного приказа заявлены истицей по истечении 3 месяцев - в заявлении о дополнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ. Копия приказа №л\с от ДД.ММ.ГГГГ была представлена ответчиком и передана истице в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. Однако требования о признании приказа незаконным заявлены в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, также с пропуском установленного законом трехмесячного срока. Пропуск установленного законом срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований также и в части признания вышеуказанных приказов незаконными и их отмене. Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав Макаровой З.П. при её увольнении, соответственно, не имеется оснований для взыскания с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Макаровой Зои Петровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Макаровой З.П. незаконным, его отмене, восстановлении в должности федерального гражданского служащего, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании приказов №№ л/с, 211 л/с от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, их отмене, взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы. Судья Б.В.Доржиева