2-6213/2011 об обязании предоставить технические средства реабилитации



Дело № 2-6213/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Сигановой Катерины Викторовны к Министерству социальной защиты населения, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г.Читы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.

Сиганова К.В. является ребенком – инвалидом, при этом она согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, не обеспечена средствами технической реабилитации – креслом-коляской прогулочной для детей, больных ДЦП, креслом-коляской комнатной, памперсами.

Заявление о получении памперсов направлено в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края было направлено законными представителем Сигановой К.В. – Сигановой Г.Х. 23.03.2010 года, о чем принято положительное решение от 08.04.2010 года.

До настоящего времени указанные технические средства реабилитации Сигановой К.В. не предоставлены, что не позволяет ребенку пройти комплексную программу реабилитации. Прокурор просил признать бездействие Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по непредоставлению Сигановой К.В. технических средств реабилитации незаконным, обязать Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации обеспечить финансирование за счет казны Российской Федерации Министерство социальной защиты населения Забайкальского края денежной суммой, необходимой для обеспечения Сигановой К.В. техническими средствами реабилитации – креслом-коляской детской прогулочной, креслом-коляской комнатной, памперсами из расчета 3 шт.в день. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Сиганову К.В. указанными техническими средствами реабилитации в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца, настаивая на заявленных требованиях, просила иск удовлетворить в полном объеме с учетом представленных уточнений.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Иванова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее по тексту - ТСР) осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2009г. № 1119. Потребность обеспечения инвалидов ТСР определяется исходя из количества поступивших заявлений граждан. Исходя из потребности инвалидов в ТСР ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» проводит размещение заказов на поставки товаров, оказание услуг. В отзыве указано на то, что Сиганова К.В. будет включена в реестр на получение ТСР, а именно кресла- коляски прогулочной детской, кресла-коляски комнатной. Кроме того, указала, что годовая потребность инвалида в подгузниках (памперсах) составляет 1092 шт. Сигановой К.В. в 2011 году выдано 420 штук, выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные подгузники в количестве 255 шт. в сумме 5033,30 рублей. Остаток невыданных подгузников за 2011 год составляет 417 шт., которые будут выданы в соответствии с государственным контрактом, заключенном на их поставку.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Представители ответчиков Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенные о дате и месте судебного заседания, не явились, причины неявки суду не сообщили, от представителя Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении требований к указанному министерству отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, ответчиками не оспорено, что Сиганова К.В. является ребенком-инвалидом, в связи с чем нуждается в технических средствах реабилитации - кресле-коляске прогулочной детской, кресле-коляске комнатной, подгузниках (памперсах), что указано в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ст.ст.2, 9, 10, 11.1 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграцию в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относят устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов ТСР осуществляется за счет федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

            Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлен Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края № 20 от 02 февраля 2010 г.

         Согласно п.1, 2, 4, 5, 9 указанных Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется на основании их личных заявлений, подаваемых в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

         Заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган с предоставлением паспорта инвалида и программы реабилитации.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством.

         Компенсация расходов по приобретению технического средства осуществляется в порядке и размере, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

         Как установлено судом, до настоящего времени Сиганова К.В. техническими средствами реабилитации не обеспечена в полном объеме, и в силу прямых предписаний Федерального закона, гарантирующих социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, суд полагает возможным требование прокурора об обязании Министерства социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить ребенка – инвалида креслом-коляской прогулочной детской, креслом-коляской комнатной, подгузниками (памперсами), исходя из расчета 3 шт. в день, удовлетворить.

Вместе с тем требования прокурора в части требований, предъявленных к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11.1 приведенного выше Федерального закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов ТСР, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года №240 финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обязанность по предоставлению TCP возложена на уполномоченные Правительством РФ органы, либо на Фонд социального страхования, как это предусмотрено в ст. 11.1 Федерального закона.

Передача полномочий Российской Федерации Министерству социальной защиты Забайкальского края установлена Соглашением о передаче Правительству Забайкальского края осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2105-р.

Источниками финансового обеспечения переданных полномочий являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты

инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов,
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1137 от 27 декабря 2010 года.

В соответствии с п.2 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на цели, предусмотренные п.1 Правил.

Соответственно, поскольку в приведенном выше Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданным в соответствии с ним нормативно-правовыми актами указаны источники финансирования обязательств по обеспечению инвалидов ТСР - это бюджетные ассигнования, полученные из федерального бюджета, оснований к понуждению Министерства финансов Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации профинансировать за счет средств казны Российской Федерации соответствующие расходы не имеется.

Требование прокурора о признании бездействия Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по непредоставлению технических средств реабилитации Сигановой К.В., по мнению суда, не подлежит удовлетворению, поскольку из материалов дела усматривается, что обязанность ответчика по обеспечению ребенка-инвалида ТСР частично исполнена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Сиганову Катерину Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации: креслом - коляской детской прогулочной, креслом-коляской комнатной, подгузниками (памперсами) из расчета 3 шт. в день, в течение двух месяцев после вступления в законную силу настоящего решения.

В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья Лоншакова Т.В.