Решение по иску о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот



Дело № 2-7495-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«20» декабря 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Лисиной Елены Владимировны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, понуждении к финансированию расходов на предоставление жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах Лисиной Е.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Лисина Е.В. в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО3 и мать ФИО2 умерли. В связи с отсутствием родительского попечения Лисина Е.В. в период с 2001г. по 2007г. находилась в ГОУ «Читинский детский дом № 1», в 2007г. над ней была установлена опека, опекуном назначена ФИО5 За несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, однако данное помещение в 2002 г. было продано дедушкой ФИО12ФИО10 Лисина Е.В. состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее учетный номер , однако жильем до настоящего времени не обеспечена. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Лисиной Е.В. в черте г. Читы благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы в 25 кв.м., обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья Лисиной Е.В. за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

В судебное заседание представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края №304-ЗЗК от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек, предусмотренных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просила суд в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Гудковой Н.Г., действующей на основании доверенности в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления указанного государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрено 50638,8 тыс. руб. Администрации городского округа «Город Чита» перечислены субвенции в размере 15595,6 тыс. руб., кроме того, дополнительно на основании закона от 09.09.2011г. дополнительно перечислены субвенции в размере 24323 руб. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается именно на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита», и не может быть возложено на Министерство финансов Забайкальского края. Просила в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 115249,4 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 39953,7 тыс. руб. Кроме того, Правительство не является финансовым органом субъекта и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Читы Чадова Е.А., истец Лисина Е.В., заявленные требования поддержали, пояснили суду, аналогичное изложенному в иске.

Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона).

В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Лисина Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием родительского попечения и тем, что назначенный опекуном над несовершеннолетней - дедушка ФИО10 не справился с возложенными на него обязанностями, постановлением управляющего Центральным административным округом г. Читы от 25.06.2001г. № 267 Лисина Е.В. была устроена в детское государственное учреждение, при этом за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В период с 02.11.2001г. по 31.01.2007г. Лисина Е.В. находилась в ГОУ «Читинский детский дом № 1» на полном государственном обеспечении. Впоследствии постановлением Главы администрации Центрального административного района г. Читы от 31.01.2007г. над ней была установлена опека, опекуном назначена ФИО5 Однако дом по адресу: <адрес> был продан и в настоящий момент принадлежит на праве собственности постороннему лицу. При этом согласно реестру объектов технического учета КГУП «Забайкальское БТИ» <адрес> отсутствует. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предоставление Лисиной Е.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В 2011 году Лисина Е.В. закончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 35». Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Лисина Е.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 29.05.2007г., ее учетный номер . То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, ответчиками не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающейся.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Однако, принимая во внимание, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложенная законом на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняется в недостаточном объеме, суд считает необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по своевременному и в полном объеме финансированию расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление истцу жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах Лисиной Елены Владимировны удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Лисиной Елене Владимировне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края осуществить своевременно и в полном объеме финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Лисиной Елене Владимировне жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков