«22» декабря 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании расходов по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот, УСТАНОВИЛ: Администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 21 апреля 2010 года удовлетворены исковые требования ФИО1, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, размером не менее 25 кв.м. общей площади. Решение вступило в законную силу. Во исполнение судебного акта 28 декабря 2010 года с ФИО1 был заключен договор социального найма на <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 34,9 кв.м. Согласно оценке ООО «Агентство оценки собственности» средняя стоимость таких квартир оставляет 1 200 000 руб. Поскольку по нормам законодательства дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, просит суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу муниципального образования – городской округ «Город Чита» с зачислением в бюджет городского округа «Город Чита» понесенных расходов в связи с исполнением решения Центрального районного суда г. Читы от 21 апреля 2010 года на общую сумму 1200000 руб. В судебном заседании представитель истца администрации городского округа «Город Чита» Петрик А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным. С отзывом ответчика о полном финансировании расходов не согласился, пояснил, что выделяемых субвенций недостаточно, так как на учете стоит более двух тысяч детей сирот, на исполнении несколько сотен исполнительных листов. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что предоставление детям-сиротам жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. На 2010 год законом Забайкальского края от 03.12.2009г. №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью были предусмотрены субвенции в размере 85102,3 тыс. рублей, в том числе городскому округу «Город Чита» - 24852,3 тыс. руб. Администрации городского округа «Город Чита» согласно поступивших от уполномоченных органов заявок на финансирование в 2010 году на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам денежные средства перечислены в полном объеме. Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.05.2009г. утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на обеспечение лиц из числа детей-сирот жилой площадью. Согласно данному порядку субъект берет на себя обязательства по предоставлению субвенций местным бюджетам исходя из расчета предоставления жилой площади не более 33 кв.м. и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, установленного уполномоченным федеральным органом. Приказом Минрегиона РФ от 30.06.2010г. № 313 установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения в Забайкальском крае 26400 руб., ввиду чего ссылка администрации городского округа «Город Чита» на то, что расходы должны компенсироваться по рыночной стоимости жилья и в полном объеме, является необоснованной. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ст.5, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 21 апреля 2010 года, вступившим в законную силу, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению ФИО1 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Во исполнение указанного решения суда администрация городского округа «Город Чита» 28 декабря 2010 года предоставила по договору социального найма ФИО1 однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Переданная квартира является собственностью муниципального образования городской округ «Город Чита». Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем лиц из числа детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта и в силу ст. 85 БК РФ исполняется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статьей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления. В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно ФИО1 жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края суду не представлено. Таким образом, поскольку лицу из числа детей-сирот органом местного самоуправления было предоставлено жилое помещение из муниципального жилищного фонда, при этом денежные средства из казны края на указанные цели выделены не были, в пользу муниципального образования с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны края подлежат взысканию денежные средства, однако их размер должен быть определен как размер субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований Забайкальского края из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью. Порядок предоставления указанных субвенций утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 12.05.2009г. № 190. Согласно данному порядку размер субвенций рассчитывается исходя из средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения. При этом стоимость одного квадратного метра общей площади подлежит определению исходя из норматива стоимости, установленного приказом Минрегиона РФ от 26.09.2011г. № 462, принятым в соответствии с пунктом 5.2.6 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, который в свою очередь предусматривает полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации по принятию актов об определении стоимости 1 кв. метра жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд. Согласно данному приказу средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Забайкальскому краю на четвертый квартал 2011 года составляет 29050 руб. Поскольку решением суда на администрацию городского округа «Город Чита» была возложена обязанность по предоставлению жилого помещения общей площадью не менее 25 кв.м., с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу муниципального образования – городской округ «Город Чита» подлежат взысканию денежные средства в размере 726250 (29050х25) руб. Заявленные администрацией требования о взыскании рыночной стоимости жилого помещения удовлетворены быть не могут, поскольку жилое помещение было предоставлено ФИО1 по договору социального найма и из собственности муниципального образования на данный момент не выбыло и администрацией по рыночной стоимости не приобреталось. Оплата стоимости излишне предоставленной площади также не может быть возложено на ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу муниципального образования – городской округ «Город Чита» с зачислением в бюджет городского округа «Город Чита» денежные средства в размере 726250 рублей, в удовлетворении остальной части требований - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков