Дело № 2-1587/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 9 февраля 2012 года г. Чита Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В. при секретаре судебного заседания Кузнецовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» об обязании убрать несанкционированную свалку на подведомственной территории, установил: Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в рамках надзора за соблюдением органами местного самоуправления за соблюдением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства была проведена проверка по факту размещения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в границах городского округа «Город Чита». В ходе осмотра установлено, что земельный участок в 3-х метрах в западном направлении от дома №9 по ул.Балябина (к зданию отделения ОУФМС ОВД по Читинскому району по ул.Балябина,11) у разрушенного деревянного туалета захламлен твердыми бытовыми отходами и бытовым мусором различного происхождения – пластиковая, стеклянная, картонная тара от продуктов, отходы жизнедеятельности, металлолом, битое стекло, остатки продуктов, полиэтиленовые пакеты, бумага, строительный мусор и т.п. Размер свалки составляет 3 х 5 метров. Полагая, что обязанность по сбору и утилизации бытовых и промышленных отходов в границах территории городского округа «Город Чита» в соответствии с законодательством лежит на органах местного самоуправления, а непринятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просил обязать ответчика организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с места несанкционированной свалки в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании помощник Читинского межрайонного природоохранного прокурора Портнова И.Ю. исковые требования поддержала, дав пояснения по их существу. Представитель ответчика Администрация городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И. иск не признала, в удовлетворении требований прокурора просила отказать. Указала на то, что обслуживающей организацией на данном участке является ОАО «Служба заказчика», в связи с чем просила привлечь данную организацию в качестве соответчика. В случае удовлетворения требований прокурора просила суд увеличить срок для исполнения обязательств до 2-х месяцев. Суд, полагая, что представителем ответчика не было представлено каких-либо доказательств того, что им предпринимались какие-либо меры по обязанию обслуживающей организации ОАО «Служба заказчика» организовать и осуществить мероприятия по уборке несанкционированной свалки по ул.Балябина в г.Чите, то есть в пределах границ городского округа «Город Чита», отклонил ходатайство ответчика о привлечении ОАО «Служба заказчика» к участию в деле в качестве соответчика. Представитель истца против заявленного ответчиком ходатайства о предоставлении срока для исполнения решения суда продолжительностью 2 месяца не возражала. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, согласно ч.2 данной статьи запрещен сброс отходов производства и потребления на почву. Из материалов дела следует и не оспаривалось в судебном заседании, что земельный участок в 3-х метрах в западном направлении от дома №9 по ул.Балябина (к зданию отделения ОУФМС ОВД по Читинскому району по ул.Балябина,11) у разрушенного деревянного туалета захламлен твердыми бытовыми отходами и бытовым мусором различного происхождения – пластиковая, стеклянная, картонная тара от продуктов, отходы жизнедеятельности, металлолом, битое стекло, остатки продуктов, полиэтиленовые пакеты, бумага, строительный мусор и т.п. Размер свалки составляет 3 х 5 метров. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра территории от 02.01.2012 г., фототаблицами (л.д.____). В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 16 Закона). Данные вопросы отнесены к ведению городского округа «Город Чита», в том числе и п.1 ст.5 Устава муниципального образования городской округ «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы № 168 от 30.09.2004. В силу перечисленных норм, органами местного самоуправления городского округа «Город Чита» должны были предприниматься определенные действия по сбору и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории города Читы. Непринятие Администрацией городского округа «Город Чита» мер по уборке свалок на территории городского округа нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, установленный факт наличия несанкционированной свалки ТБО и бытового мусора в границах территории городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Нарушение указанной обязанности, возложенной на органы местного самоуправления законом, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с места несанкционированной свалки на земельном участке в Центральном административном районе города Читы в 3-х метрах в западном направлении от дома №9 по ул.Балябина, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Судья Лоншакова Т.В.