Дело № 2-5927-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Калашниковой Т.А., при секретаре Страмиловой Я.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Комитету образования муниципального района «Читинский район» о признании бездействия незаконным, У с т а н о в и л : истец обратился в суд с указанным выше исковым заявлением ссылаясь на то, что на основании коллективного обращения родителей детей, посещающих государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64, расположенный в п.Лесной городок проведена проверка по фактам невыплаты компенсации части родительской платы на детей. Установлено, что в нарушение положений Федерального закона «Об образовании», закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по предоставлению компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», постановления Правительства «Об утверждении порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов» компенсация родительской платы гражданам, не являющимся военнослужащими, чьи дети посещают указанное учреждение, не выплачивается с 2009 г. Причиной отказа в выплате компенсации части родительской платы является отсутствие лицензии в данном учреждении, срок действия которой истек 08 сентября 2008г. Соответствующее заявление о выдаче лицензии в лицензирующий орган не поступало. При этом родители детей не были поставлены в известность об отсутствии у учреждения лицензии, со своей стороны родители детей выполняли обязанности по оплате за посещение детского сада. Порядок обращения за компенсацией части выплат, взимаемой с родителей за содержание ребенка в образовательных учреждениях был соблюден, родителями написаны заявления о выплате компенсации, сданы квитанции. Бухгалтером учреждения в Комитет образования муниципального района «Читинский район» с 2009г. сдавались реестры на выплату компенсации родительской платы, при этом денежные средства на счета родителей не перечислялись. В 2011г. в приеме реестров на выплату компенсации части родительской платы было незаконно отказано. Отказ считает незаконным. Просил признать незаконным бездействие Комитета образования муниципального района «Читинский район» по направлению заявки в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на выделение субвенций на выплату компенсации части родительской платы родителям, не являющимся военнослужащими, чьи дети посещают или будут посещать государственное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 64, расположенный в п.Лесной городок; признать незаконным отказ Комитета образования муниципального района «Читинский район» в приеме реестров государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 64 на оплату компенсации части родительской платы. В судебном заседании прокурор Рыбакова О.С., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Представитель ответчика Комитета образования муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не сообщил, возражений на иск не представил. Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, полагал требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих отказ в выплате компенсации родителям или законным представителям за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Представил письменные объяснения ( л.д.___). Представитель третьего лица войсковой части 42737 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия, о чем направил заявление. Представитель третьего лица Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 64 заведующая детского сада -Хохлова И.А., действующая на основании прав по должности, полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На основании коллективного обращения родителей детей, посещающих государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64, расположенный в п.Лесной городок прокуратурой Читинского района проведена проверка по фактам невыплаты компенсации части родительской платы на детей, посещающих детские дошкольные учреждения. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона «Об образовании», закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по предоставлению компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», постановления Правительства «Об утверждении порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов» компенсация родительской платы гражданам, не являющимся военнослужащими, чьи дети посещают указанное учреждение, не выплачивается с 2009г. Причиной отказа в выплате компенсации части родительской платы является отсутствие лицензии в данном учреждении, срок действия которой истек 08 сентября 2008г. Суд полагает данный отказ незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные, муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся указанные образовательные учреждения, но не менее 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка – не менее 50 процентов размера этой платы, на третьего ребенка и последующих детей – не менее 70 процентов размера этой платы. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Так, законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по предоставлению компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» полномочия по предоставлению компенсации части родительской платы переданы органам местного самоуправления. Таким образом, частичная компенсация фактически взимаемой родительской платы за содержание детей выплачивается тем родителям (законным представителям), чьи дети посещают государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В соответствии с п.2-4 Постановления Правительства № 33 от 03.02.2009 «Об утверждении порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с ЗЗК № 56-ЗЗК» предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год на предоставление компенсации части родительской платы. Согласно данному порядку органы местного самоуправления муниципального района ежемесячно до 20-ого числа месяца, предшествующего финансированию, предоставляют в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края заявки на финансирование субвенций. Однако, как установлено проверкой в нарушение указанных требований законодательства компенсация родительской платы гражданам, не являющимся военнослужащими, чьи дети посещают указанное учреждение, не выплачивается с 2009 года. При этом Порядок обращения за компенсацией части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в образовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 1914 от 17.12.2009 года был соблюден, родителями написаны заявления о выплате компенсации, при этом сданы квитанции. Бухгалтером учреждения в Комитет образования муниципального района «Читинский район» с 2009 гг. сдавались реестры на выплату компенсации родительской платы. Однако, денежные средства на счета родителей не перечислялись. В 2011 году в июне месяце Комитетом образования муниципального района «Читинский район» в приеме реестров на выплату компенсации части родительской платы незаконно отказано. Как установлено в судебном заседании, и не оспорено ответчиком, в нарушение указанных требований законодательства компенсация родительской платы гражданам, не являющимся военнослужащими, чьи дети посещают государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 не выплачивается с 2009г. по причине отсутствия у образовательного учреждения лицензии, что является нарушением требований Закона РФ «Об образовании». Выплата компенсации родителям не может ставиться в зависимость к наличию либо отсутствию лицензии у детского дошкольного учреждения, поскольку, детское дошкольное учреждение осуществляло свою деятельность, дети посещали детский сад, денежные средства родители оплачивали в полном объеме, в связи с чем, нельзя признать законными действия Комитета образования муниципального района «Читинский район» по отказу в выплате компенсации родителям. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования Прокурора Читинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Комитета образования муниципального района «Читинский район» по направлению заявки в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на выделение субвенции на выплату компенсации части родительской платы родителям, не являющимся военнослужащими, чьи дети посещают или будут посещать государственное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 64, расположенный в п.Лесной Городок. Признать незаконным отказ Комитета образования муниципального района «Читинский район» в приеме реестров государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад №64 на оплату компенсации части родительской платы. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г. Читы. Судья: Т.А. Калашникова