Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 НОЯБРЯ 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Калашниковой Т.А. при секретаре Страмиловой Я.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Читы в интересах ребенка-инвалида Сапина Андрея Александровича к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранении и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании совершить определенные действия, установил: Прокурор Центрального района г.Читы обратился в суд с указанным выше исковым заявлением ссылаясь на то, что Сапин А.А.. является инвалидом, в связи с чем нуждается в технических средствах реабилитации <данные изъяты>. Однако, в нарушение ст.ст.7, 39 Конституции РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил признании лица инвалидом, Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г., Постановления Правительства Забайкальского края от 02.02.2010 г. об утверждении Порядка предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг до настоящего времени данными средствами он не обеспечена, что не позволяет пройти необходимую комплексную реабилитацию. Просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить ребенка-инвалида Сапина А.А. техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>, обязать Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ обеспечить финансирование за счет казны Российской Федерации денежной суммой, необходимой для приобретения технических средств реабилитации. В судебном заседании прокурор Галсанов Б.Б. исковые требования уточнил, суду пояснил, что ответчиком частично исполнены требования прокурора, инвалид Сапин А.А. обеспечен <данные изъяты>, просил обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить ребенка-инвалида Сапина А.А. техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу(л.д.____), поддержав треболвания по изложенным основаниям. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2009г. № 1119. Потребность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется исходя из количества поступивших заявлений граждан. Исходя из потребности инвалидов в технических средствах реабилитации ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» проводит размещение заказов на поставки товаров, оказание услуг. Частично ребенок-инвалид обеспечен техническими средствами реабилитации. <данные изъяты> будут получены им после заключения государственного контракта в январе 2012г. Просила в удовлетворении иска отказать ( л.д._____). Представитель ответчика Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил в суд отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: фактическое перечисление средств из Минздравсоцразвития России в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края на осуществление переданных федеральных полномочий; наличие остатка денежных средств на счетах Министерства социальной защиты населения Забайкальского края на момент вынесения решения; возможность Министерства социальной защиты населения Забайкальского края осуществить расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, перечисленных бюджету Забайкальского края; порядок финансирования указанных выше федеральных полномочий. К тому же, действующее законодательство не предусматривает возможность перечисления денежных средств реабилитации в отношении конкретного инвалида, представила письменный отзыв ( л.д._____ ). Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не сообщил, возражений на иск не представил. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, ответчиками не оспорено, что Сапин А.А. является ребенком-инвалидом, в связи с чем, нуждается в технических средствах реабилитации <данные изъяты>. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу ст.ст.2, 9, 10, 11.1 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграцию в общество. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. К техническим средствам реабилитации инвалидов относят устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлен Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края № 20 от 02 февраля 2010 г. Согласно п.1, 2, 4, 5, 9 указанных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании их личных заявлений, подаваемых в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставление технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган с предоставлением паспорта инвалида и программы реабилитации. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Компенсация расходов по приобретению технического средства осуществляется в порядке и размере, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Сапина А.А. (л.д.____) он нуждается в технических средствах реабилитации (TCP) в виде <данные изъяты>, что ответчиками не оспаривалось. Срок проведения мероприятий с применением TCP приведен в программе (5 марта 2011 года), исполнителем мероприятий указан Территориальный отдел Министерства социальной защиты Забайкальского края. Сапин А.А. предусмотренными в программе средствами не обеспечен, и в силу прямых предписаний Федерального закона, гарантирующих социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, суд обоснованно обязал Министерство социальной защиты Забайкальского края исполнить эту обязанность в натуре. В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, кресла-коляски для детей, опоры (ходунки, манежи, рамы, палки) относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. Из материалов дела усматривается, что с марта 2011 года предписанные приведенными выше Правилами действия уполномоченным органом не были произведены, что свидетельствует о нарушении прав инвалида, предоставленных ему Федеральным законом. На основании изложенного, исковые требования в части обеспечения инвалида средствам реабилитации подлежат удовлетворению в полном объеме. Однако, суд считает, что требования прокурора в части требований, предъявленных к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии со статьей 11.1 приведенного выше Федерального закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года №240 финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Обязанность по предоставлению TCP возложена на уполномоченные Правительством РФ органы, либо на Фонд социального страхования, как это предусмотрено в ст. 11.1 Федерального закона. Передача полномочий Российской Федерации Министерству социальной защиты Забайкальского края установлена Соглашением о передаче Правительству Забайкальского края осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2105-р. Источниками финансового обеспечения переданных полномочий являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, В соответствии с п.2 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на цели, предусмотренные п.1 Правил. Соответственно, поскольку в приведенном выше Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданным в соответствии с ним нормативно-правовыми актами указаны источники финансирования обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - это бюджетные ассигнования, полученные из федерального бюджета, оснований к понуждению Министерства финансов Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации профинансировать за счет средств казны Российской Федерации соответствующие расходы не имеется. Кроме того, представителем Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отзыве на исковое заявление указано, что неиспользованный остаток субвенций из федерального бюджета, выделенных Министерству социальной защиты Забайкальского края на предоставление мер социальной защиты инвалидам составил 44707927, 86 рублей (л.д.______). Это обстоятельство не оспаривалось представителем Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, и на недостаточность финансирования он не ссылался. Из содержания Постановления Правительства Российской Федерации № 620 от 28 июля 2011 года «О внесении изменений в распределение в 2011 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» следует, что размер субвенций увеличен для Забайкальского края с 85605,6 тыс. руб. на 155809,4 тыс. руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд Р е ш и л : исковые требования прокурора Центрального района г.Читы в интересах ребенка-инвалида Сапина Андрея Александровича к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранении и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить ребенка-инвалида Сапина Андрея Александровича техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Судья : Калашникова Т.А.
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1137 от 27 декабря 2010 года.