д. №2-995-12 Решение по иску о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения



Дело № 2-995-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«31» января 2012 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ежовой Надежды Викторовны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Ежовой Н.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 12 января 2011 года исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ежовой Н.В. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Ежовой Н.В. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не предоставлено. Жилищные права Ежовой Н.В. продолжают нарушаться. Просит суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Ежовой Н.В. денежные средства в размере 1100000 рублей на приобретение жилого помещения.

В судебное заседание истец Ежова Н.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, от представителя Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 115249, 4 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 39953,7 тыс. руб. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении требований к Правительству Забайкальского края отказать.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита».

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика Правительства Забайкальского края, третьего лица администрации городского округа «Город Чита».

В судебном заседании помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыков А.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, аналогичное изложенному в иске.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью органов местного самоуправление. Дополнительные гарантии прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009г. утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, жилой площадью», согласно данному порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год на указанные цели. На 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей. Администрации городского округа «Город Чита» из средств краевого бюджета перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 39953 700 руб. На 2012г. в соответствии с законом Забайкальского края № 611- ЗЗК на указанные цели предусмотрено 50638,8 тыс. руб., при этом администрации городского округа «Город Чита» - 12073900 руб. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре и не имеет права требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья, как в муниципальную собственность, так и в личную. Кроме того, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда администрацией городского округа «Город Чита», таких как акт судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа, постановление об окончании исполнительного производства. Ссылаясь на постановление Мэра города Читы от 11.02.2011г. № 22, приказ Минрегиона РФ от 09.12.2011г. № 562, полагала, что рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения завышена. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона).

В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 12 января 2011 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Ежовой Н.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в черте города Чита, общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям. Решение суда вступило в законную силу, на основании исполнительного листа, выданного судом по указанному решению, Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю 14.02.2011г. было возбуждено исполнительное производство.

Вместе с тем, до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Ежовой Н.В. не предоставлено, доказательств обратного суду не представлено. Как следует из письма судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО7, администрация городского округа «Город Чита» в письме сообщает о невозможности исполнения требований судебного пристава-исполнителя в связи с отсутствием в распоряжении городского округа «Город Чита» свободных благоустроенных жилых помещений, общей площадью не менее 25 кв.м. Перечисленные Министерством финансов Забайкальского края субвенции в бюджет городского округа «Город Чита» израсходованы на приобретение квартир для детей-сирот и лиц из их числа по дате вынесения решения судом. Приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в рамках ФЗ № 94-ФЗ, администрацией городского округа «Город Чита» проведен открытый аукцион в электронной форме, в июне 2011г. определены победители аукциона и подписаны договора купли-продажи 12 жилых помещений, которые в настоящее время предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет около 2000 человек. В списке на внеочередное обеспечение жильем детей-сирот по дате вынесения решения судом Ежова Н.В. в настоящее время находится на 30 очереди.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истцу жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края суду не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Ежовой Н.В. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Ежовой Н.В. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание представленную представителем Министерства финансов Забайкальского края справку ООО «Судебно-экспертное агентство» от 15.01.2012г. о стоимости жилого помещения, поскольку в данной справке указана средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения по г. Чита, исходя из установленных цен жилья по административным районам г. Читы, данная справка по сравнению с представленной прокурором справкой ООО МП «Правовед» является более подробной и отражающей реальные цены. Согласно справки ООО «Судебно-экспертное агентство» рыночная стоимость 1 кв.м. благоустроенного жилого помещения, площадью не менее 25 кв.м. по г. Чита по состоянию на 15.01.2012г. составляет 40500 рублей. Следовательно, в пользу Ежовой Н.В. подлежит взысканию сумма для приобретения жилья в размере 1012 500 (25х40500) руб. Справки выданные ООО МП «Правовед», представленные прокурором не принимаются, так как не указывают данные по районам, в них имеется ссылка на то, что стоимость может варьироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от месторасположения объекта, этажа расположения и технического состояния помещений. При этом они не имеют данных о том, что указана стоимость жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам.

Довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жи­лья должен производиться из расчета 27350 рублей за один кв. метр, суд находит несостоятельным, а ссылки на постановление Мэра города Читы от 11.02.2011г. № 22 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необос­нованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств го­родского бюджета.

Ссылки представителя Министерства финансов Забайкальского края на приказ Минрегиона РФ от 09.12.2011г. № 562, утверждающий норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года, суд находит безосновательными, поскольку данный приказ принят в соответствии с пунктом 5.2.6 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, который в свою очередь предусматривает полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации по принятию актов об определении стоимости 1 кв. метра жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд. В данном же случае денежные средства взыскиваются в пользу физического лица в целях обеспечения лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, ввиду чего указанный приказ Минрегиона применим быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ежовой Надежды Викторовны удовлетворить частично.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 12 января 2011 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Ежовой Надежды Викторовны денежные средства в размере 1012 500 рублей для приобретения жилого помещения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков