«31» января 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Софьянниковой Натальи Николаевны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, понуждении к финансированию, УСТАНОВИЛ: Софьянникова Н.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>. В связи с отсутствием родительского попечения Софьянникова Н.Н. была направлена в Читинский детский дом № 1, где воспитывалась до 2006г. В период с 2006г. по 2010г. Софьянникова Н.Н. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей №2», с 2010г. - проходит обучение в Колледже агробизнеса Забайкальского аграрного института филиала ФГБОУ ВПО «Иркутская сельскохозяйственная академия», проживает в общежитии. Ранее за Софьянниковой Н.Н. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, однако данный дом был признан непригодным для проживания. Софьянникова Н.Н. с 20.03.2006г. состоит на учете в администрации городского округа «Город Чита» в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако жильем до настоящего времени не обеспечена. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей техническим и санитарным нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению жилого помещения. В судебное заседание истец Софьянникова Н.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, причины неявки не сообщила. В судебное заседание представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края №304-ЗЗК от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек, предусмотренных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просила суд в иске отказать. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Мельникова С.В., действующего на основании доверенности в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает на то, Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав не любым гражданам, а только малоимущим. Законодатель, установивший в Жилищном кодексе РФ правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в силу ч. 2 ст. 49 ЖК жилые помещения предоставляются по договору социального найма только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Доказательств того, что истица является малоимущей, суду не представлено. Предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» предусмотрены субвенции в размере 15595600 руб., которые были перечислены в бюджет округа 16.02.2011г., кроме того, на основании закона от 09.09.2011г. дополнительно перечислены субвенции в размере 24323 тыс. руб. На 2012 год законом Забайкальского края от 23.12.2011г. №611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены субвенции администрации городского округа «город Чита» в размере 12073900руб. Просил суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что согласно законодательству дети-сироты обеспечиваются жилым помещением после окончания обучения в образовательном учреждении, поскольку в настоящее время истица обучается в учреждении начального профессионального образования, ее права на данный момент не нарушены и оснований для обращения в суд не имеется. Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 115249,4 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 14911,3 тыс. руб. Кроме того, Правительство не является финансовым органом субъекта и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. Исследовав материалы дела, изучив изложенные доводы ответчиков, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Софьянникова Наталья Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее родители <данные изъяты>. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением Главы администрации Газ-Заводского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Софьянникова Н.Н. была устроена в детское государственное учреждение, при этом за ней, ее сестрами и братьями была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. В период с 1998г. по 2006г. Софьянникова Н.Н. воспитывалась в ГОУ «Читинский детский дом № 1» и находилась на полном государственном обеспечении. Вместе с тем, закрепленный за несовершеннолетней дом, был признан непригодным для проживания, в связи с чем 20.03.2006г. Софьянникова Н.Н. была поставлена в администрацию городского округа «Город Чита» на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предоставление Софьянниковой Н.Н. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В 2010 г. Софьянникова Н.Н. окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 2», в настоящее время обучается в Колледже агробизнеса Забайкальского аграрного института филиала ФГБОУ ВПО «Иркутская сельскохозяйственная академия». Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 16.11.2011г. Софьянникова Н.Н. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 20.03.2006г., ее учетный номер №. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки Софьянниковой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся. Довод представителя Правительства Забайкальского края о том, что обращение Софьянниковой Н.Н. в суд с иском является преждевременным, поскольку право на получение жилья она имеет лишь после окончания образовательного учреждения, суд находит несостоятельным. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в данной норме ЖК юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. При этом возникновение права на получение жилья, в частности, связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Софьянниковой Н.Н., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, с момента окончания обучения в ГОУ «Читинский детский дом № 1». То обстоятельство, что Софьянникова Н.Н. в настоящее время продолжает обучение в образовательном учреждении не может служить основанием для отказа ей в иске. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Однако, принимая во внимание, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложенная законом на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняется в недостаточном объеме, суд считает необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по своевременному и в полном объеме финансированию расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление истцу жилого помещения. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Софьянниковой Натальи Николаевны удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Софьянниковой Наталье Николаевне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита, общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края осуществить своевременно и в полном объеме финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Софьянниковой Наталье Николаевне жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков