«25» января 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по искам прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, на определенных участках дороги, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с указанными исками, мотивируя следующим. В ходе проведенного обследования светофорных объектов на пешеходных переходах Центрального района г.Читы были выявлены нарушения ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), а именно на определенных участках дороги, движение по которым регулируются пешеходными светофорами, светофоры не оборудованы средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, что сопутствует возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов. Просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» оборудовать светофоры средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов на следующих пешеходных переходах: - на пешеходном переходе ул. Кастринская –ул.Богомягкова в г. Чите; - на пешеходном переходе ул. Кастринская, 3 в г. Чите; - на пешеходном переходе ул. Бутина-ул.Ленина в г. Чите; - на пешеходном переходе ул. Красной Звезды-ул.Ковыльная в г. Чите; - на пешеходном переходе ул. Ленина-ул. П.Осипенко в г. Чите; - на пешеходном переходе ул. Красной Звезды, 36 а (СШ № 25) в г. Чите; - на пешеходном переходе ул. Новобульварная, 167 в г. Чите. Данные дела определением были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Читы Кулибаба А.Г. заявленные требования уточнил, просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» оборудовать светофоры средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров на вышеуказанных пешеходных переходах в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суду пояснил, аналогичное изложенному в иске. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, полагала их неподлежащими удовлетворению, суд пояснила, что в обоснование заявленных требований прокурором представлен акт обследования светофорных объектов на пешеходных переходах, составленный 17.11.2011г. государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Чите майором полиции ФИО4, данный акт принят в качестве доказательства по делу быть не может, поскольку составлен с нарушением порядка проведения проверки, установленного п. 10.2-10.2.1.2 Приказа МВД России от 08.06.1999г. Так, приказ о назначении соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основании предложений ГИБДД комиссии для проведения комплексной проверки дорог и улиц, прокурором к акту не приложен, ссылок на него в акте нет, доказательств направления акта по результатам проверки в адрес администрации прокурором не представлено. Кроме того, прокурором не были приняты необходимые меры: не была запрошена необходимая информация у органа местного самоуправления, не доказано неверное действие либо бездействие администрации городского округа «Город Чита». Просила суд в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, в ходе проведенного 17 ноября 2011 года государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Чите майором полиции ФИО4 обследования эксплуатационного состояния светофорных объектов на пешеходных переходах Центрального района г. Читы было установлено, что следующие пешеходные светофорные объекты не оборудованы дублирующим световые сигналы устройством со звуковым сопровождением: на ул. Кастринская –ул.Богомягкова; на ул. Кастринская, 3; на ул. Бутина-ул.Ленина; на ул. Красной Звезды-ул.Ковыльная; на ул. Ленина-ул. П.Осипенко; на ул. Красной Звезды, 36 а (СШ № 25); на ул. Новобульварная, 167. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Данная норма закона должна применяться в системном токовании с другими правовыми нормами, конкретизирующими положения указанного закона. В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 названного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом согласно ч. 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного решением Читинской городской Думы от 30.09.2004г. №168, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности урегулированы требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст. 13 которого к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 указанной статьи). При этом согласно п. 6 ст. 3 названного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.1 ст.17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. № 270-ст утвержден «Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. Разделом 4 вышеуказанного стандарта установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 4.1.4.1 стандарта дорожные светофоры по своим параметрам должны отвечать требованиям ГОСТ Р 52282, а их размещение на дороге и режим работы - по ГОСТ Р 52289. Для улучшения ориентирования пешеходов светофоры типов П.1 и П.2 по ГОСТ Р 52282 могут быть дополнены световыми табло, показывающими время, оставшееся до сигнала, разрешающего движение пешеходов. При этом в силу п. 4.1.4.3 названного стандарта для информирования пешеходов с полной (ограниченной) потерей зрения о возможности пересечения ими проезжей части в специально отведенных для них местах световой сигнал светофора, разрешающий движение пешеходов, должен дублироваться звуковым сигналом. Из анализа данных норм следует, что световой сигнал светофора, разрешающий движение пешеходов, должен дублироваться звуковым сигналом лишь в специально отведенных для пересечения проезжей части пешеходами с полной (ограниченной) потерей зрения местах. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в связи с чем в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем, каких либо доказательств того, что пешеходные переходы, указанные прокурором в исках, являются местами, специально отведенными для пересечения проезжей части пешеходами с полной (ограниченной) потерей зрения, прокурором суду не представлено, представленный акт обследования лишь констатирует факт, что ряд обследованных пешеходных светофорных объектов оборудованы, а часть не оборудованы дублирующим устройством со звуковым сопровождением, ввиду чего у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, на пешеходных переходах, перечисленных в исках. Суд также находит убедительными и доводы представителя ответчика о том, что данный акт не является надлежащим доказательством заявленных прокурором требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, на определенных участках дороги отказать. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы. Судья В.Н. Новиков