«31» января 2012 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Старченко Татьяны Анатольевны к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, финансировании осуществления государственного полномочия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Читинского района обратился в суд в интересах Старченко Т.А. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Старченко Т.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли. Постановлением Главы администрации муниципального образования «Читинский район» Старченко Т.А. была устроена под опеку ФИО7, при этом за несовершеннолетней жилое помещение не закреплялось. Старченко Т.А. состоит в льготной очереди на получение жилого помещения, однако жильем до настоящего времени не обеспечена. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Старченко Т.А. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м.) на территории Читинского района, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Старченко Т.А. В судебное заседание представитель прокуратуры Читинского района не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Кулябина А.Н., действующего на основании доверенности, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации муниципального района «Читинский район», а также отзыв на иск, в котором он указывает на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является обязанностью органов исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передавать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Законом Забайкальского края №304-ЗЗК от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Субвенции в 2011 году для приобретения истцу жилого помещения не выделялись. Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению без возложения обязанности профинансировать приобретение жилого помещения. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Мельникова С.В., действующего на основании доверенности в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает на то, Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав не любым гражданам, а только малоимущим. Законодатель, установивший в Жилищном кодексе РФ правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в силу ч. 2 ст. 49 ЖК жилые помещения предоставляются по договору социального найма только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Доказательств того, что истица является малоимущей, суду не представлено. Предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» предусмотрены субвенции в размере 15595600 руб., которые были перечислены в бюджет округа 16.02.2011г., кроме того, на основании закона от 09.09.2011г. дополнительно перечислены субвенции в размере 24323 тыс. руб. На 2012 год законом Забайкальского края от 23.12.2011г. №611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены субвенции администрации городского округа «город Чита» в размере 12073900руб. Просил суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 115249,4 тыс. руб., из которых бюджету муниципального района «Читинский район» - 3788 тыс. руб. Кроме того, Правительство не является финансовым органом субъекта и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры Читинского района, ответчиков. В судебном заседании истец Старченко Т.А. заявленные требования поддержала, суду пояснила, аналогичное изложенному в иске. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона). В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Старченко Татьяна Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием родительского попечения постановлением Главы администрации Читинского района от января 1996 года № над Старченко Т.А. была установлена опека, опекуном назначена ФИО7, при этом жилая площадь за несовершеннолетней не закреплялась. В 2011 г. Старченко Т.А. закончила обучение в ГОУВПО ЗабГГПУ им Н.Г. Чернышевского. Согласно представленным справкам Старченко Т.А. состоит в администрации муниципального района «Читинский район» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ее учетный номер №. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, ответчиками не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающейся. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Однако, принимая во внимание, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложенная законом на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняется в недостаточном объеме, суд считает необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по своевременному и в полном объеме финансированию расходов администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление истцу жилого помещения. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального района «Читинский район» от 21.04.2006г. № 121 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться на территории муниципального района «Читинский район» и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Читинского района в интересах Старченко Татьяны Анатольевны удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Старченко Татьяне Анатольевне по договору социального найма изолированное, благоустроенное применительно к конкретному населенному пункту, жилое помещение в черте муниципального района «Читинский район», общей площадью не менее 25 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края осуществить своевременно и в полном объеме финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Старченко Татьяне Анатольевне жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков