Дело № 2-910/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 января 2012 года г. Чита Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., при секретаре Питаевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзинского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать зал ожидания ст.Бырка специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание вокзала, УСТАНОВИЛ: Борзинский транспортный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований, указав на следующие обстоятельства. Борзинской транспортной прокуратурой в ноябре 2011 года была проведена проверка по исполнению законодательства о правах пассажиров на железнодорожном транспорте. Проверкой были охвачены объекты транспорта и социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что зал ожидания, находящийся в здании поста ЭЦ на станции Бырка, состоящий на балансе Читинской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», не обеспечен специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры. Также в ходе проверки было установлено, что вход в здание, где расположен зал ожидания, не оборудован пандусом и поручнями для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц. При входе в зал ожидания в дверном проеме имеются пороги, что не дает беспрепятственного проезда инвалидной коляске. Истец просит признать бездействие ОАО «Российские железные дороги», В письменном отзыве представитель ответчика выразил несогласие с заявленными требованиями, просил в удовлетворении иска отказать. В судебном заседании помощник Читинского транспортного прокурора Григорьев В.А., действующий по поручению Борзинского транспортного прокурора, исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске. При этом в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса заявил ходатайство об отказе от требования об обязании ответчика обеспечить в зале ожидания станции Бырка надлежащий температурный режим, в связи с чем производство по делу в указанной части прекращено. В судебном заседании представитель ответчика Бадогов Н.Н., действуя по доверенности, доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержал, просил в иске отказать. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В силу положений ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре Из материалов дела усматривается, что по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, ст. Бырка находится здание поста ЭЦ. Указанное здание находится на балансе Читинской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Также материалами дела установлено, что в ноябре 2011 года Борзинской транспортной прокуратурой была проведена проверка по исполнению законодательства о правах пассажиров на железнодорожном транспорте. Проверкой были охвачены объекты транспорта и социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что зал ожидания, находящийся в здании поста ЭЦ на станции Бырка, не обеспечен специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры; вход в здание, где расположен зал ожидания, не оборудован пандусом и поручнями для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц. При входе в зал ожидания в дверном проеме имеются пороги, что не дает беспрепятственного проезда инвалидной коляске. Выявленные нарушения зафиксированы в акте обследования зала ожидания ст. Бырка, составленного 17 ноября 2011 года (л.д.___). В статье 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Согласно п. 8.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям» помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц. В соответствии с п. 8.2 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям» в пассажирских зданиях вокзалов разных видов транспорта следует предусматривать доступными: помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха; помещения, зоны в них или сооружения дополнительного обслуживания: торговые (обеденные) залы ресторанов, кафе, кафетериев, закусочных; торговые, аптечные и другие киоски, парикмахерские, залы игровых автоматов, торговые и прочие автоматы, пункты предприятий связи, таксофоны; служебные помещения: дежурного администратора, пункта медицинской помощи, милиции и т.п. Согласно п. 3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 № 73, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. В п.3.1.17 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (вместе с «СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003) указано, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), места для инвалидных колясок в зале ожидания, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см. Согласно п. 3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 № 73, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. В нарушение указанных норм установлено, что при входе в дверной проем зала ожидания ст. Бырка имеются пороги высотой 10 см. и превышают допустимую норму (не более 2,5 см.). Данный факт также отражен в акте обследования (л.д.___). Кроме того, в ходе проведенной проверки было установлено нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03, выразившееся в отсутствии пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников в системе зрительной информации в зале ожидания на станции Бырка. Представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельства о государственной регистрации права от 15.04.2009 (л.д.___) следует, что здание поста ЭЦ, расположенное по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, ст. Бырка принадлежит па праве собственности ОАО «Российские железные дороги». Положениями ст. 210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором В ходе рассмотрения настоящего дела стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательства устранения выявленных Борзинским транспортным прокурором нарушений представлено не было. Принимая во внимание изложенное выше, а также то обстоятельство, что нарушения, имеющие место в здании ЭЦ ст. Бырка затрагивают права и законные интересы инвалидов, суд находит требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, объем выполнения работ, затраты, связанные с оборудование зала ожидания, суд полагает возможным определить срок исполнения обязательств ответчиком до 01 мая 2012 года. В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере 4000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Борзинского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01 мая 2012 года оборудовать зал ожидания, находящийся в здании поста ЭЦ станции Бырка специальными приспособлениями, в том числе пандусом и поручнями, согласно требованиям п.3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 № 73. Привести высоту порогов входной двери зала ожидания станции Бырка в соответствии с требованиями п. 3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В зале ожидания установить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в местный бюджет госпошлину в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Лоншакова Т.В.
выразившееся в несоблюдении требований законодательства о защите прав
инвалидов незаконным. Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать зал ожидания, находящийся в здании поста ЭЦ станции Бырка специальными приспособлениями, в том числе пандусом и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ к железнодорожному транспорту и помещению зала ожидания, согласно требованиям п.3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 № 73. Привести высоту порогов входной двери зала ожидания станции Бырка в соответствии с требованиями п. 3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В зале ожидания установить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Обеспечить в зале ожидания на станции Бырка надлежащим температурным режимом.