д.№2-1162-12 Решение по иску о возложении обязанности по организации работ по установке дорожных знаков



Дело № 2-1162-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«14» февраля 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по искам прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по организации работ по установке дорожных знаков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с указанными исками, мотивируя следующим. В ходе проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Чите проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что на следующих участках автомобильной дороги отсутствуют дорожные знаки: на перекрестке улиц 9-го Января – Анохина отсутствуют дорожные знаки 5.20, 1.17; на перекрестке улиц Новобульварная-Богомягкова (со стороны Богомягкова) г. Читы, GPS координаты: 52?02’56,53” – долгота, 113?30’12,09” - широта, деформирован дорожный знак 2.4 (уступи дорогу); на перекрестке улиц Красноармейская-Угданская г. Читы, GPS координаты: 52?02’44,61” – долгота, 113?30’45,52” - широта, отсутствуют дорожные знаки 2.1 (главная дорога), 2.4 (уступи дорогу); на перекрестке улиц Бутина-Нечаева отсутствует дорожный знак 2.1 (главная дорога) по направлению от улицы Матвеева к улице Нечаева; на перекрестке улиц Богомягкова-Чкалова г. Читы деформирован дорожный знак 5.19.1.

Отсутствие знаков дорожного движения отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества, является нарушением требований ГОСТ.

Просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать работы по установке следующих дорожных знаков: дорожных знаков 5.20, 1.17 на перекрестке улиц 9-го Января – Анохина в г. Чите; дорожного знака 2.4 (уступи дорогу) на перекрестке улиц Новобульварная-Богомягкова (со стороны Богомягкова) г. Читы, GPS координаты: 52?02’56,53” – долгота, 113?30’12,09” - широта; дорожных знаков 2.1 (главная дорога), 2.4 (уступи дорогу) на перекрестке улиц Красноармейская-Угданская г. Читы, GPS координаты: 52?02’44,61” – долгота, 113?30’45,52” - широта; дорожного знака 2.1 (главная дорога) на пересечении улиц Бутина и Нечаева; дорожного знака 5.19.1 на перекрестке улиц Богомягкова-Чкалова г. Читы.

Указанные дела определением от 20 декабря 2011 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Читы Ермолина Н.В. заявленные требования в части срока возложения обязанности по организации работ по установке дорожных знаков уточнила, просила суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать данные работы незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу, суду пояснила, аналогичное изложенному в иске.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что органы ГИБДД регулярно проводят проверки состояния дорог г. Читы, выдают предписания по устранения недостатков, которые выполняются. По данным знакам предписаний не было. Для устранения недостатков необходимо выделение финансовых средств,

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 названного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом согласно ч. 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного решением Читинской городской Думы от 30.09.2004г. №168, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности урегулированы требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст. 13 которого к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 указанной статьи). При этом согласно п. 6 ст. 3 названного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.1 ст.17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, который признан национальным стандартом со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184-ФЗ.

В соответствии с п. 4.1.1 указанного ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие (п. 4.1.2). Согласно п. 4.1.5 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Правила применения технических средств организации дорожного движения, в частности, дорожных знаков установлены «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. №120-ст.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в связи с чем в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Читы совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Чите проверки соблюдении требований законодательства о безопасности дорожного движения было установлено следующее: на перекрестке улиц 9-го Января – Анохина в г. Чите отсутствуют дорожные знаки 5.20, 1.17; на перекрестке улиц Новобульварная-Богомягкова (со стороны Богомягкова) г. Читы, GPS координаты: 52?02’56,53” – долгота, 113?30’12,09” - широта, деформирован дорожный знак 2.4 (уступи дорогу); на перекрестке улиц Красноармейская-Угданская г. Читы, GPS координаты: 52?02’44,61” – долгота, 113?30’45,52” - широта, отсутствуют дорожные знаки 2.1 (главная дорога), 2.4 (уступи дорогу); на перекрестке улиц Бутина-Нечаева отсутствует дорожный знак 2.1 (главная дорога) по направлению от улицы Матвеева к улице Нечаева; на перекрестке улиц Богомягкова-Чкалова г. Читы деформирован дорожный знак 5.19.1. Данные обстоятельства подтверждаются представленными актами от 12.12.2011г., от 01.12.2011г., от 09.12.2011г. от 23.11.2011г. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Отсутствие соответствующих дорожных знаков является нарушением вышеуказанных требований ГОСТ Р 50597-93, способствует совершению дорожно-транспортных происшествий, тем самым, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества. Ввиду чего требования прокурора о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности организовать работы по установке отсутствующих дорожных знаков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера работ, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу. Требования прокурора в части незамедлительно исполнения решения суда не могут быть удовлетворены, так как для организации работ необходимо значительное время.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать работы по установке следующих дорожных знаков в г. Чите: дорожных знаков 5.20, 1.17 на перекрестке улиц 9-го Января – Анохина; дорожного знака 2.4 (уступи дорогу) на перекрестке улиц Новобульварная-Богомягкова (со стороны Богомягкова), GPS координаты: 52?02’56,53” – долгота, 113?30’12,09” - широта; дорожных знаков 2.1 (главная дорога), 2.4 (уступи дорогу) на перекрестке улиц Красноармейская-Угданская, GPS координаты: 52?02’44,61” – долгота, 113?30’45,52” - широта; дорожного знака 2.1 (главная дорога) на пересечении улиц Бутина и Нечаева; дорожного знака 5.19.1 на перекрестке улиц Богомягкова-Чкалова, в удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков