«09» февраля 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Панова Николая Викторовича, Пановой Евгении Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панова Юрия Николаевича, Пановой Виктории Николаевны к администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Пановы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Панов Н.В. проходит военную службу в в/ч 44558, состоит в 4 отделе ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» в очереди на улучшение жилищных условий. Решением жилищной комиссии в/ч № № от 23.11.2007г. истцу было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ранее занимаемое военнослужащим ФИО8, который с членами своей семьи выехала на другое место жительства. Указанное жилое помещение ранее находилось на балансе ФГУ «2-ая Читинская КЭЧ района» на праве оперативного управления, в настоящее время передано в собственность городского округа «Город Чита». Начальником ФГУ «2-ая Читинская КЭЧ района» на имя главы администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» было направлено письмо с просьбой оформить договор найма служебного помещения с Пановым Н.В. Однако администрация в заключении договора найма служебного жилого помещения отказала, сославшись на то, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления. На основании изложенного Панов Н.В. и члены его семьи: Панова Е.А., Панов Ю.Н., Панова В.Н. просят суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ними договор найма служебного жилого помещения. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Печак О.Ю., действующей на основании доверенностей, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита», а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, связаны трудовыми отношениями не с органами местного самоуправления, а с федеральными органами государственной власти, предоставление им служебных помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. Статьей 6 Порядка предоставления жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде был установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, в который военнослужащие включены не были. Кроме того, при передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, данные помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. В отношении же спорного жилого помещения его собственником в лице администрации городского округа «Город Чита» решение о присвоении такого статуса не принималось, ввиду чего заключение договора найма служебного жилого помещения невозможно. Просила суд в иске отказать. Представитель третьего лица ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от начальника С.Ермолиной в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором она просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указывает на то, что полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика администрации городского округа «Город Чита», третьего лица. В судебном заседании истец Панов Н.В., Панова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панова Ю.Н., Пановой В.Н. заявленные требования уточнили, просили суд признать за ними право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, суду пояснили, аналогичное изложенному в иске, дополнив, что иного жилья не имеют. Представитель ответчика администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» Ситникова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» не наделена полномочиями на заключение договоров найма служебного жилого помещения с военнослужащими. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что истец Панов Николай Викторович является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него и членов его семьи: супругу Панову Евгению Алексеевну, сына Панова Юрия Николаевича, дочь Панову Викторию Николаевну распространяет свое действие установленный законодательством особый статус. В силу ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети. Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей. Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Как установлено в ходе рассмотрения дела, Панов Николай Викторович проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в звании <данные изъяты>. Решением жилищной комиссии войсковой части № от 23 ноября 2007 г. № Панову Н.В. на состав его семьи распределена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, освобожденная военнослужащим ФИО8 В настоящее время указанная квартир значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита». Однако суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушить прав военнослужащих и членов их семей на получение в пользование освободившегося жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит, что у истцов имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо от того, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд. Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими могут быть заключен только договор найма служебного жилого помещения. Вместе с тем, несмотря на признание за истцами права пользования, суд находит требование о понуждении администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма служебного жилого помещения неподлежащим удовлетворению. Поскольку согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» таким органом не является. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания возложить на орган местного самоуправления данную обязанность. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Панова Николая Викторовича, Пановой Евгении Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панова Юрия Николаевича, Пановой Виктории Николаевны удовлетворить частично. Признать за Пановым Николем Викторовичем, Пановой Евгенией Алексеевной, Пановым Юрием Николаевичем, Пановой Викторией Николаевной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения. В удовлетворении остальной части требований – отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы. Судья В.Н. Новиков