д.№2-1178-12 Решение по иску о возложении обязанности по организации производства ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия



Дело № 2-1178-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«15» февраля 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по искам прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по организации производства ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия на определенных участках автомобильной дороги, восстановлению дорожного знака,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с указанными исками, мотивируя следующим. В ходе проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Чите проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации улично-дорожной сети было установлено следующее:

на проезжей части на перекрестке улиц Чкалова - Н. Островского возле люка имеются множественные выбоины в асфальтобетонном покрытии, неровность дорожного полотна, затрудняющие движение транспортных средств, размер выбоин превышает по длине 15 см, по ширине – 60 см, по глубине – 5см;

на проезжей части по Карповскому тракту возле дома № 110 мкр. Каштак имеются выбоины, размер которых превышает по длине 15 см, по ширине – 60 см, по глубине – 5см;

на проезжей части по Карповскому тракту возле домов № 120, 128 имеются выбоины, размер выбоин превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части возле дома № 67 по ул. Красноармейская имеется выбоина, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части на перекрестке улиц Красноармейская и Подгорбунского имеются выбоины, размер которых превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части около дома № 9 по ул. Инструментальная имеются выбоины, размер выбоин превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части около дома №68 по ул. Красноармейская имеются выбоины, размер которых превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части перекрестка улиц Геодезическая и Инструментальная отсутствует асфальтовое покрытие, имеется выбоина, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см, кроме того, на данном перекрестке деформирован дорожный знак 2.1 (главная дорога);

на проезжей части на перекрестке улиц Журавлева и Нечаева возле канализационного люка имеется провал, размер которого превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части возле дома № 8 по ул. Нечаева имеется провал, размер которого превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части на перекрестке улиц Токмакова и Нечаева возле канализационного люка имеется выбоина, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см.

Вышеперечисленные повреждения дорожного полотна являются нарушением требований ГОСТР Р 50597-93. Поврежденные участки дорожного полотна требуют проведения восстановительных работ с применением асфальтово-бетонной смеси для установления однородного покрытия дорожного полотна.

Просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать производство ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия с применением асфальтово-бетонной смеси для установления однородного покрытия дорожного полотна проезжей части на следующих участках дороги г. Читы: на перекрестке улиц Чкалова - Н. Островского; по Карповскому тракту возле дома № 110 мкр. Каштак; по Карповскому тракту возле домов № 120, 128; возле дома № 67 по ул. Красноармейская; на перекрестке улиц Красноармейская и Подгорбунского; около дома № 9 по ул. Инструментальная; около дома №68 по ул. Красноармейская; на перекрестке улиц Геодезическая и Инструментальная; на перекрестке улиц Журавлева и Нечаева; возле дома № 8 по ул. Нечаева; на перекрестке улиц Токмакова и Нечаева, а также восстановить поврежденный дорожный знак 2.1 (главная дорога) на пересечении улиц Геодезическая и Инструментальная.

Указанные дела определением от 20 декабря 2011 года были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Читы Таушканова Е.Д. заявленные требования в части срока возложения обязанности по организации ремонтных работ уточнила, просила суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать производство ремонтных работ в срок до 01 августа 2012 года, суду пояснила, аналогичное изложенному в иске.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что ГОСТР Р 50597-93 устанавливает предельно допустимые повреждения дорожного покрытия, срок их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин, допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см (п. 3.1.1, 3.1.2 указанного ГОСТ). Однако в представленных прокурором актах неясно, каким образом были выявлены указанные в иске нарушения: как измерялись неровности дорожного полотна, какие инструменты были использованы для измерения, какая методика была применена. Ссылка прокурора в исках на ст. 12 ГК РФ является необоснованной. Кроме того, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» прокурор осуществляет общий надзор, в том числе, он вправе выносит представления и обращаться за защитой неопределенного круга лиц, в данном случае прокурором в адрес администрации представлений об устранении каких-либо нарушений не выносилось, равно как и не направлялось представлений должностным лицам администрации. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 названного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом согласно ч. 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного решением Читинской городской Думы от 30.09.2004г. №168, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности урегулированы требованиями Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст. 13 которого к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 указанной статьи). При этом согласно п. 6 ст. 3 названного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.1 ст.17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, который признан национальным стандартом со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184-ФЗ.

В соответствии с п. 3.1.1 указанного ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. П. 3.1.2 указанного ГОСТ установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии с п. 4.1.1 указанного ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие (п. 4.1.2). Согласно п. 4.1.5 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в связи с чем в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Читы совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Чите проверки соблюдений требований законодательства о безопасности дорожного движения было установлено следующее:

на проезжей части перекрестка улиц Чкалова - Н. Островского возле люка имеются множественные выбоины в асфальтобетонном покрытии, неровность дорожного полотна, размер выбоин превышает по длине 15 см, по ширине – 60 см, по глубине – 5см;

на проезжей части по Карповскому тракту возле дома № 110 мкр. Каштак имеются выбоины, размер которых превышает по длине 15 см, по ширине – 60 см, по глубине – 5см;

на проезжей части по Карповскому тракту возле домов № 120, 128 имеются выбоины, размер выбоин превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части возле дома № 67 по ул. Красноармейская имеется выбоина, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части на перекрестке улиц Красноармейская и Подгорбунского имеются выбоины, размер которых превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части возле дома № 9 по ул. Инструментальная имеются выбоины, размер выбоин превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части возле дома №68 по ул. Красноармейская имеется выбоина после проведения земляных работ, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части перекрестка улиц Геодезическая и Инструментальная отсутствует асфальтовое покрытие, имеется выбоина, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см, кроме того, на данном перекрестке деформирован дорожный знак 2.1 (главная дорога);

на проезжей части на перекрестке улиц Журавлева и Нечаева возле канализационного люка имеется провал, размер которого превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части возле дома № 8 по ул. Нечаева имеется провал, размер которого превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см;

на проезжей части перекрестка улиц Токмакова и Нечаева возле канализационного люка имеется выбоина, размер которой превышает по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными актом проверки от 12.12.2011г., справками по результатам проверки от 01.12.2011г., фотоснимками. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, размер выявленных выбоин, просадок на указанных участках дороги превышает установленный предельный размер, то есть является нарушением вышеуказанных требований ГОСТ Р 50597-93, равно как и является нарушением требований ГОСТ наличие на перекрестке деформированного дорожного знака.

В ходе судебного заседания представитель администрации городского округа «Город Чита», оспаривая размер просадок и выбоин, указанный в актах проверки, ссылаясь на отсутствие в данных актах указаний на методику, способ измерения и инструменты, каких-либо доказательств в опровержение представленных актов и требований прокурора суду не представил, ввиду чего доводы ответчика суд находит необоснованными.

Вместе с тем, выявленные нарушения установленных требований ГОСТ способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, тем самым, отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества. Ввиду чего требования прокурора о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности организовать производство ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия с применением асфальтово-бетонной смеси для установления однородного покрытия полотна проезжей части на вышеперечисленных участках дороги, восстановить поврежденный дорожный знак являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера работ, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения до 01 сентября 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в срок до 01 сентября 2012 года организовать производство ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия с применением асфальтово-бетонной смеси для установления однородного покрытия дорожного полотна проезжей части на следующих участках дороги г. Читы: на перекрестке улиц Чкалова – Николая Островского; на Карповском тракте около дома № 110 мкр. Каштак; около домов № 120, 128 на Карповском тракте; около дома № 67 по ул. Красноармейская (возле пешеходного перехода); на перекрестке улиц Красноармейская и Подгорбунского; около дома № 9 по ул. Инструментальная; около дома №68 по ул. Красноармейская; на перекрестке улиц Геодезическая и Инструментальная; на перекрестке улиц Журавлева и Нечаева; около дома № 8 по ул. Нечаева; на перекрестке улиц Токмакова и Нечаева; а также восстановить поврежденный дорожный знак 2.1 (главная дорога) на пересечении улиц Геодезическая и Инструментальная в г. Чите, в удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков