д.№2-1228-12 Решение об отказе в иске о понуждении к перерасчету доплаты к трудовой пенсии



Дело № 2-1228-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«01» марта 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Чимитдоржина Владимира Борисовича к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении к назначению, производства перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании недополученной ежемесячной доплаты,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах Чимитдоржина В.Б., ссылаясь на следующее.

Истец ранее замещал государственную должность депутата Агинской Бурятской окружной Думы на постоянной основе. В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 21 апреля 2009 года № 227-р с 01.05.2009 года ему назначена доплата к пенсии 9375.09 рублей, исходя из стажа замещения государственной должности в размере 75% среднемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости, с ограничениями предусмотренными действующим законодательством. Среднемесячное денежное содержание истца по указанной должности на момент установления доплаты к пенсии составляло 20369,03 руб. размер пенсии по старости 5901,68 рублей.

С декабря 2009 года в связи с увеличением размера базовой и страховой частей пенсии по старости до 6938,86 руб., размер доплаты был уменьшен и составил 8337,91 руб. Расчет ежемесячного денежной доплаты ответчиком производится в соответствии с положениями ст. 9 Закона Агинской Бурятского автономного округа от 01.08.2005 года № 555 –ЗАО «О государственных должностях Агинского Бурятского автономного округа», т.е. исходя из 75% среднемесячного денежного содержания, за вычетом пенсии по старости.

Вместе с тем, по мнению прокурора, расчет по указанному 555-ЗАО производится неправильно, так как указанный закон с 01.01.2010 года утратил силу на основании ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 314- ЗЗК. Прокурор полагает подлежащим применению с 01.01.2010 года расчет ежемесячной доплаты установленный ч. 3 ст. 33 Закона Забайкальского края от 15.10.2008 года( в редакции от 25.12.2009 года № 332 -ЗЗК, так гарантии, предусмотренная указанной нормой закона распространена на лиц, осуществлявших на профессиональной постоянной основе полномочия депутата Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы.

Прокурор просил обязать ответчика назначить истцу с 26.03.2011 года ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с положениями ч. 3 ст. 41 Закона Забайкальского края от 14.03.2011 года № 477-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края».

Произвести Чимитдоржину В.Б. перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии к трудовой пенсии с 01.01.2010 года в соответствии с положениями ч. 3 ст. 33 Закона Забайкальского края от 15.10.2008 года № 67- ЗЗК ( в редакции закона от 25.12.2009 года № 332-ЗЗК), с 26 марта 2011 года в соответствии с положениями ч. 3 ст. 41 Закона Забайкальского края от 14.03.2011 года № 477-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края».

Взыскать с ответчика в пользу истца недополученную сумму ежемесячной доплаты за период с 01.01.2010 года по декабрь 2011 года в размере 275385,16 рублей, согласно представленного расчета.

В судебном заседании прокурор Солохина В.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Истец Чимитдоржин В.Б. требования поддержал.

Представители ответчика Мусалмсмова О.С., Сечанцина Е.Г. исковые требования не признали, представили письменный отзыв и дополнения.

Представитель третьего лица- Правительства Забайкальского края Слепцова Л.В. исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель третьего лица- Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. исковые требования полагала необоснованными.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ года, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ года по иску Чимитдоржина В.Б. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании незаконным распоряжения Правительства № 227-р от 21.04.2009 года, взыскании доплаты к пенсии, вступившими в законную силу установлено, что истец Чимитдоржин В.Б. уволен на пенсию 08.11.2005г. с должности депутата на постоянной основе Агинской окружной Думы. Ему в соответствии с положениями ст. 9 Закона от 01.08.2005 года № 555 –ЗАО «О государственных должностях Агинского Бурятского автономного округа» была назначена ежемесячная доплата к пенсии исходя из 75% среднемесячного денежного содержания за вычетом пенсии по старости.

В 2009 году заместителем прокурора Забайкальского в адрес Министерства социальной защиты населения Забайкальского края было направлено представление об устранении нарушений пенсионного законодательства, где было указано на неправильность расчетов и производство необоснованных выплат в период с января 1998г. по декабрь 2009г., в том числе и Чимитдоржину В.Б.

По результатам проверки 21.04.2009г. Правительством Забайкальского края было издано распоряжение № 227-р, которым был определен размер денежного содержания 20369,03 рубля, оклад 8631,36 рублей. С 01 мая 2009г. Чимитдоржину В.Б. установлен размер доплаты к пенсии, в связи с приведением размеров выплат в соответствие с Законом Агинского Бурятского автономного округа «О государственных должностях Агинского Бурятского автономного округа» № 555-ЗАО в сумме 9.375 руб.07 коп. Указанное распоряжение было признано законным.

Судом также установлено, что при расчете ежемесячной доплаты к пенсии Чимитдоржину В.Б., взят размер месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) в размере 8.631 руб.36 коп., согласно справке имеющейся в деле (данная сумма определена уже с учетом индексаций должностного оклада на дату выдачи справки).

Обстоятельства, ранее установленные судом имеют преюдициальное значение и принимаются как установленные, при рассмотрении настоящего дела.

Суд полагает доводы истца, прокурора изложенные в исковом заявлении несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании норм законов, подлежащих применению.

Истцу ежемесячная доплата была назначена в 2006 году соответствии с положениями закона «О государственных должностях Агинского Бурятского автономного округа», от 01.08.2005г. № 555-ЗАО, действовавшим на момент назначения доплаты.

Статья 9 555-ЗАО устанавливала следующие государственные гарантии лицам, замещающим государственные должности.

-лица, замещающие государственную должность, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости(инвалидности) независимо от времени выхода на трудовую пенсию по старости(инвалидности) при условии прекращения полномочий, предусмотренных Уставом округа и законами округа с учетом положений настоящей статьи.

- ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности, устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности от одного года до трех лет - 55%, свыше трех лет - 75% их среднемесячного денежного вознаграждения.

- размер среднемесячного денежного вознаграждения, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости(инвалидности), не должен превышать 2,3 должностного оклада по ранее замещаемой должности с применением районного коэффициента, действующего на территории округа.

Указанным законом было установлено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии по старости(инвалидности) пересчитывается исполнительным органом государственной власти округа, уполномоченным Главой администрации округа, с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Законом, при индексации или повышении должностного оклада по соответствующей государственной должности и включении необходимых средств окружной бюджет на очередной финансовый год, а также при изменении базовой или страховой части трудовой пенсии по старости(инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством.

Так как в декабре 2009 года размер пенсии истца изменился, на основании указанного закона, сумма доплаты была пересчитана, что подтверждено представителем ответчика.

После 01.01.2010 года размер доплаты не пересчитывался, несмотря на увеличение размера пенсии, так 555-ЗАО признан утратившим силу, а в Законе Забайкальского края от 15.10.2009 года № 67-ЗЗК (в ред от 03.07.2009 года) «О статусе депутата Законодательного собрания Забайкальского края первого созыва», принятого Читинской областной Думой и Агинской окружной Думой, Законе Забайкальского края от 14.03.2011 года № 477-ЗЗК «О законодательном собрании Забайкальского края» было установлено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии по старости(инвалидности) пересчитывается только , при индексации или повышении должностного оклада по соответствующей государственной должности.

Таким образом, после 01.01.2010 года, исходя из смысла указанных положений Законов, размер ежемесячной доплаты к пенсии по старости(инвалидности) пересчитывается только при индексации или повышении должностного оклада по соответствующей государственной должности. ( т.е. при изменении размера пенсии перерасчет не производится).

Индексация размеров денежного вознаграждения и окладов производилась с в 2007-2008 годах и была учтена при определении размера оклада и ежемесячного денежного содержания, при их установлении распоряжением Правительства Забайкальского края № 227-р от 21.04.2009г., что установлено решением суда. Иной индексации, увеличения размера окладов до настоящего времени не проводилось. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось. Более того, 477-ЗЗК принятый 14.03.2011 года установил должностной оклад депутата в сумме 5630 рублей, существенно меньший, чем взят за основу при расчете доплаты истца.

Исходя из положений ч. 3 ст. 39 указанного 67-ЗЗК (с изменениями внесенными 332-ЗЗК от 25.12.2009 года), гарантия, предусмотренная частью 3 ст. 33 настоящего закона, распространяется на лиц, осуществлявших на профессиональной основе полномочия депутата Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной думы. Учитывая, что указанный закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, он вступил в силу после ухода истца на пенсию, оснований распространять его положения на истца, в части исчисления размера доплаты, не имеется. Нормы указанного закона подлежат применению при назначении доплаты к пенсии депутатам, уходящим на пенсию после вступления указанного закона в силу.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований прокурора в части перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01.01.2010 года в соответствии с положениями ч. 3 ст. 33 Закона Забайкальского края от 15.10.2008 года № 67- ЗЗК ( в редакции закона от 25.12.2009 года № 332-ЗЗК), а с 26 марта 2011 года в соответствии с положениями ч. 3 ст. 41 Закона Забайкальского края от 14.03.2011 года № 477-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края», исходя из размера оклада установленного Чимитдоржину В.Б. в сумме 8631,36 рублей не имеется.

Указанные законы, изменив порядок расчета доплаты, установили размеры должностных окладов, подлежащих учету при исчислении. При исчислении размера доплаты исходя из указанных в законах окладов, размер доплаты существенно меньший чем начислен истцу. Доводы прокурора, а также истца о применении установленного ему оклада без каких либо ограничений, так как в нормах указанных законов ограничений по размеру назначаемой доплаты не имеется, поставит истца в неравное положение с иными лицами, уходящими на пенсию, размеры доплат которых будут существенно меньшего размера.

Более того, установление лицам, занимающим государственные должности субъектов Российской Федерации, преследует цель доведения размера получаемой ими пенсии до части размера, получаемого ими денежного содержания, в период работы, но не более того. С этой целью закон АБАО 555-ЗАО, так же закон Забайкальского края от 15.10.2009 года № 67-ЗЗК, принятый Читинской областной Думой и Агинской окружной Думой, устанавливал что- ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности, устанавливается в таком размере, чтобы она в сумме с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости составляла при замещении государственной должности от одного года до трех лет - 55%, свыше трех лет - 75% их среднемесячного денежного вознаграждения. Как установлено судом, размер среднемесячного содержания истца составлял 20369,03 рубля, следовательно, размер доплаты не может быть выше 75% указанной суммы, за вычетом пенсии.

При этом, суд находит убедительными и соответствующими положениям как Федерального закона от 17.12.201 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также и законов Забайкальского края о правилах подсчета размера пенсии подлежащей вычету из доплаты, т.е. страховой части, в которую включается страховая и базовая части пенсии, изложенные представителем ответчика в отзыве на иск прокурора.

Расчеты прокурора, изложенные в исковом заявлении, о необходимости расчета размера доплаты исходя из оклада 8631,36 рублей, без каких либо ограничений суд находит необоснованными, по указанным выше основаниям.

В приложенном к иску расчете, прокурором неверно производится учет районного коэффициента, который учитывается при исчислении размера доплаты за вычетом пенсии, а не на всю сумму доплаты. В расчете прокурором учитывается размер только страховой части пенсии (5065,02), без учета ее базовой части, что также не соответствует нормам закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Забайкальского края к Министерству социальной защиты населения о назначении Чимитдоржину Владимиру Борисовичу с 26.03.2011 года ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости(инвалидности) в соответствии с положениями ч. 3 ст. 41 Закона Забайкальского края от 14.03.2011 года № 477-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края», производстве Чимитдоржину В.Б. перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии к трудовой пенсии с 01.01.2010 года, взыскании в пользу истца недополученной сумму ежемесячной доплаты за период с 01.01.2010 года по декабрь 2011 года в размере 275385,16 рублей, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В. Н. Новиков