2-1783/2012 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1783/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2012 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре Кузнецовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Буерашиной ФИО12 из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в суд с вышеуказанным иском, Буерашина И.В. ссылается на следующие обстоятельства: в несовершеннолетнем возрасте она осталась без попечения родителей, ее опекуном была назначена бабушка Бунькова Л.П. С 1997 года она зарегистрирована и проживает по месту жительства опекуна. Однако данная жилая площадь по адресу: г.Чита, ул.<адрес>, закреплена за братом истицы Молоковым А.А. Жилое помещение за истицей не закреплялось.

В 2003 году Буерашина И.В. окончила профессиональное училище №3, с 11.04. 2005 года она состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ее учетный номер – 347. Однако до настоящего времени жильем истица не обеспечена. В связи с указанным просила обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и иным требованиям, на условиях социального найма; обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края произвести финансирование приобретения указанного жилого помещения.

В судебное заседание истица Буерашина И.В. не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Ланцев А.С., действуя по доверенности, доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

От представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного мотивированного отзыва на иск следует, что ответчик иск не признает, ссылаясь на то, что администрация городского округа не обязана решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Указала на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечивается органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Кроме того, названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Поскольку средства на предоставление жилья предусмотрены органом исполнительной власти субъекта РФ в объеме, явно недостаточном для обеспечения всех нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также из-за отсутствия свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями не представляется возможным. В связи с указанным просила в иске отказать в полном объеме.

Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщил. От представителя по доверенности Мельникова С.В. через канцелярию суда поступил мотивированный отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края, указав, что данный орган исполнительной власти не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, полагая, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью городского округа «Город Чита». В отзыве также указано на то, что истицей не представлены документы, подтверждающие, что в настоящее время она является малоимущей, так как в силу ч.2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договору социального найма – как в порядке очереди, так и вне очереди – только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Указал на то, что истица встала на учет нуждающихся в жилом помещении по достижению 23 лет, тогда как законодательно определено, что право на дополнительные гарантии распространяется на граждан строго до 23 лет. В связи с изложенным просил в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление. Кроме того, представила возражения на иск, указав в них, что Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, так как полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является финансовым органом субъекта и не может представлять интересы казны края в судах, а также не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края, просила в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела и оценив в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства и отцовства и детства.

В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно положениям части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах, прекращении опеки, по окончании службы в Вооруженных силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу положений статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в соответствующем образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Из указанного положения, а также из ст.1 Закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, гарантируемая социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа указанного возраста.

Достижение лицом 23-летнего возраста, ставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Предоставление дополнительных гарантий, указанных в законе, является мерой социальной поддержки со стороны государства, и осуществляется в заявительном порядке.

Согласно п.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу п.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 №304-ЗЗК № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из положений приведенных выше законов следует, что для принятия органом местного самоуправления решения о внеочередном предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходим факт постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления по месту его жительства до достижения возраста 23 лет.

Обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект РФ.

Как установлено в суде и усматривается из материалов дела, Буерашина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Буерашина Т.Н умерла в 30 июня 1997 года, сведений об отце не имеется.

Постановлением Главы Горно-Зерентуйской поселковой администрации Нерчинско-Заводского района Читинской области №33 от 11.11.1997 опекуном Буерашиной И.В. была назначена ФИО13 проживающая по адресу: г.Чита, <адрес> За истицей жилое помещение не закреплялось в связи с его отсутствием.

При таких обстоятельствах Буерашина И.В. имела право на получение жилого помещения и подлежала постановке на учет по месту своего жительства до достижения возраста 23 лет.

Из сообщения администрации городского округа «Город Чита» от 28.11.2011 года следует, что Буерашина И.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 11 апреля 2005 года, учетный номер - 347 (л.д.____).

Согласно данным Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.12.2011 года, права собственности Буерашиной И.В. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрированы (л.д.____).

Согласно уведомлению КГУП «Забайкальское БТИ» по данным технического учета на территории г.Читы и Читинского района Забайкальского каря Буерашина И.В. зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет (л.д.___).

Принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ входит в обязанность органов местного самоуправления.

Администрация городского округа «Город Чита» является органом исполнительной власти, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, исковые требования Буерашиной И.В. к ответчику – администрации городского округа «Город Чита» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Данная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, на финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не полномочны на заключение договоров социального найма.

Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края.

Следовательно, при возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья, на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края должна быть возложена обязанность финансового обеспечения по предоставлению жилья.

Полагая заявленные истцом требования обоснованными, суд учитывает п.п.5-9 ст.57 ЖК РФ, Решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв.м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые Буерашиной ФИО14 удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Буерашиной ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, заключив с ним договор социального найма.

Возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края за счет денежных средств, выделенных на эти цели расходов, администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Буерашиной ФИО16 жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья Лоншакова Т.В.