№ 2-1688/12 иск об обязании согласовать митинг



Дело № 2-1688-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2012г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.А.,

при секретаре Шевченко А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по заявлению Устинова ММ о признании действий администрации городского округа «город Чита» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия – митинга незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Устинов С.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя следующим. 23.01.2012г. им было подано в администрацию городского округа «город Чита» уведомление на проведение ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия – митинга, на что ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан ответ об отказе в согласовании, с которым он не согласен, поскольку сведений, на каком основании ему отказано в согласовании проведения публичного мероприятия фактически не содержит. Имеющаяся ссылка на нарушение им п.2 ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» основанием к отказу в согласовании являться не может, поскольку содержит отсылочную норму. Статья 2 названного же закона, на которую также указано в ответе администрации городского округа «город Чита», распорядительных функций не содержит, поскольку называется «основные понятия». Просил признать ответ администрации городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия – митинга необоснованным и незаконным, возложить на администрацию городского округа «город Чита» согласовать митинг ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Устинова ММ заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил изложенное выше, дополнив, что, отказав в согласовании проведения митинга администрация городского округа «город Чита» нарушила предоставленное ему Конституцией Российской Федерации право.

Представители администрации городского округа «город Чита» Казакова М.А. и Малофеева Л.Ф., действующие на основании доверенности, заявленные требования не признали. Суду пояснили, что несогласование Устинова ММ проведения митинга на ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным, поскольку в нарушение требований п.3 ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» последним в уведомлении не были указаны формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. Кроме того, совместно с уведомлением Устинова ММ не был представлен регламент, что является его прямой обязанностью, а также гарантиями безопасности для лиц, участвующих в публичных мероприятиях.ДД.ММ.ГГГГ от Устинова ММ поступило дополнение у уведомлению с приложением регламента, тогда как возможность подачи такого рода дополнений не предусмотрено. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Устинова ММ обратился в администрацию городского округа «город Чита» с уведомлением о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ с 15 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. публичное мероприятия – митинг по проблемам обеспечения жизнедеятельности проживающих на территории городского округа «город Чита» граждан, с указанием в качестве места проведения публичного мероприятия Площади Революции (угол улиц Ленина и Богомягкова), с использованием звукоусиливающей аппаратуры, с предполагаемым количеством участников до 1000 человек (л.д.________).

ДД.ММ.ГГГГ Устинова ММ получен ответ за подписью заместителя Мэра г.Читы об отказе в согласовании проведения ДД.ММ.ГГГГ. публичного мероприятия – митинга (л.д._________).

При этом, как следует из данного ответа, основанием к отказу в согласовании послужило несоблюдение заявителем требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях, а именно, непредоставление регламента проведения публичного мероприятия – документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Как следует из пояснений заявителя, основанием к его обращению в суд с заявленными требованиями явилось то обстоятельство, что, по его мнению, действия органа местного самоуправления в рассматриваемом случае являются неправомерными, не соответствующими требованиям законодательства.

С данными доводами заявителя суд полагает возможным согласиться в силу следующего.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования Государственной Думой принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статьей 1 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

При этом, как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 484-О-П орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Таким образом, федеральное законодательство (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ) предусматривает основания, на основании которых организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

Права устанавливать основания для отказа организатору в проведении публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ субъекту Российской Федерации не предоставлено.

В соответствии с часть 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Согласно пункта 1 части 3 статьи 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия, пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Часть 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» установлен перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещено. К ним относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо-, и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

В пункте 9 статьи 2 упомянутого закона под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что основанием к несогласованию проведения публичного мероприятия в определенное время и дату, а также в определенном месте может являться исключительно наличие фактов, подтверждающих, что проведение заявленных публичных мероприятий повлекло бы вмешательство в нормальное функционирование городских структур жизнеобеспечения, создало препятствия деятельности хозяйствующих субъектов и движению автотранспорта, нарушило интересы граждан, не участвующих в мероприятиях.

Принимая во внимание, что в ответе администрации городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ, а равно и в ходе судебного разбирательства представителями администрации городского округа «город Чита» не были приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия – митинга ДД.ММ.ГГГГ невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, кроме того, не содержится предложения места (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению, суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемого отказа в согласовании.

Вместе с тем, принимая во внимание, что проведение публичного мероприятия – митинга было заявлено на ДД.ММ.ГГГГ с 15.00 час. до 18.00 час., суд приходит к выводу о том, что обязанность согласовать проведение Устинова ММ в указанную дату публичного мероприятия – митинга на день и время рассмотрения дела судом на администрацию городского округа «город Чита» возложена быть не может.

При таких обстоятельствах сама констатация судом неправомерности отказа в согласовании проведения публичного мероприятия администрации городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является достаточным и полноценным способом восстановления прав заявителя по настоящему делу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Устинова ММ удовлетворить частично.

Признать ответ администрации городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия – митинга незаконным и необоснованным.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Журавлева Н.А.