Дело № 2-208-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 1 марта 2012 года Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Дугаржаповой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Токарева Владимира Яковлевича, Токаревой Галины Оттовны, Токаревой Любови Владимировны, Васильевой Татьяны Васильевны, Васильева Виктора Васильевича, Васильева Кирилла Сергеевича, Васильева Василия Сергеевича, Васильева Ярослава Сергеевича, о признании незаконным действий Министерства территориального развития Забайкальского края и администрации МР «Каларский район», и о возложении обязанности устранения нарушенного права, установил: Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что их семья состояла на учете на получение жилищного сертификата как лица, выезжающие за пределы района, приравненного к Крайнему Северу. Согласно сводному списку получателей жилищного сертификатов в 2001 году, семья имела очередь под номером 1. Однако жилищный сертификат они не получили, так как Министерство регионального развития письмом от 17 марта 2003 года сообщило им, что семья исключена из сводного списка получателей сертификатов на 2011 год. Мотивами для этого послужила якобы неправильная перерегистрация семьи при вступлении в брак Токарева В.Я. и Васильевой Г.О. Ранее Васильева Г.О. состояла на учете с 19 января 1998 года по категории «пенсионеры», а Токарев В.Я. – с 15 сентября 2008 года – по категории «инвалиды». Администрация Каларского района после регистрации брака между Васильевой и Токаревым произвела перерегистрацию их в очереди, указав датой первичной регистрации 19 января 1998 года, а категорией «инвалиды». По мнению Министерства, данная перерегистрация была произведена незаконно, поэтому семья была исключена из сводного списка на 2011 год. Однако это не соответствуют действующему законодательству, в частности, п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ 10 декабря 2002 года. На основании изложенного истцы просили суд признать действия Министерства по исключению их семьи из сводного списка получателей жилищных сертификатов незаконными и восстановить семью в данном списке. Впоследствии Токарев В.Я. дополнил исковые требования и просил признать незаконными действия Министерства территориального развития Забайкальского края, а также администрации МР «Каларский район», выразившиеся в отказе в выдаче жилищного сертификата и исключении из сводного списка получателей сертификатов на 2011 год. К участию в деле была привлечена в качестве ответчика администрация МР «Каларский район». В судебное заседание истцы Токарев Владимир Яковлевич, Токарева Любовь Владимировна, Васильева Татьяна Васильевна, Васильев Виктор Васильевич, Васильев Кирилл Сергеевич, Васильев Василий Сергеевич Васильев Ярослав Сергеевич не явились, с учетом мнения сторон суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения дела без участия истцов. В судебном заседании истец Токарева Г.О. и представитель истца Токарева В.Я.- Непиониди И.Х., действующий на основании ордера, поддержали требование со ссылкой на доводы искового заявления. Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края Чернышова В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала со ссылками на доводы отзыва. В представленном отзыве ответчик указывает, что ранее по аналогичному требованию производство по делу было прекращено Каларским судом 9 июня 2009 года, поэтому производство по данному делу должно быть прекращено. При принятии решения об исключении истцов из сводного списка Министерство действовало в рамках своих полномочий и на основании действующего законодательства. Представитель ответчика администрации МР «Каларский район» Климова О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала со ссылками на доводы отзыва. В отзыве руководитель администрации указывает, что при перерегистрации истцов в списке получателей сертификатов администрация действовала в рамках своих полномочий и на основании действующего законодательства. Она также пояснила, что в июле 2011 года, рассмотрев повторно заявление истцов о перерегистрации, комиссия приняла решение включить их в список по категории «инвалиды» с 15 сентября 2008 года – даты принятия Токарева на учет в качестве инвалида. Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Суд отвергает доводы стороны ответчиков о том, что производство по данному делу подлежит прекращению в связи с тем, что по аналогичным требованиям оно уже прекращалось определением Каларского районного суда от 9 июня 2011 года, так как производство по делу Каларским судом было прекращено в связи с тем, что на момент рассмотрения дела жилищные сертификаты еще не распределялись. Вопрос об исключении из сводного списка истца Токарева ответчиками был разрешен только в июле 2011 года (окончательно Министерством -14 июля 2011 года, что следует из представленного в суд протокола заседания комиссии). Следовательно, требование истцов заявлено уже по иным, изменившимся основаниям и подлежит рассмотрению в данном судебном заседании. При разрешении спора суд исходит из следующего. Права истцов на получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов, приравненных к районам крайнего Севера, предусмотрены нормами Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ( в дальнейшем – Закон). В соответствии со ст. 1 данного закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Право истцов Токаревой Г.О. и Токарева В.Я. на получение данной меры социальной поддержки никем не оспариваются и подтверждаются документами, содержащимися в учетных делах данных граждан. В соответствии со ст.3 Закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. В данном случае распоряжением Правительства Забайкальского края от 26 января 2010 года таким исполнительным органом было определено Министерство территориального развития Забайкальского края. Правила регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" содержатся в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года. Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья осуществляются Министерством территориального развития Забайкальского края в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Забайкальского края от 11.11.2008 N 81 (ред. от 12.01.2010) "Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья". В целях реализации данных полномочий была создана комиссия по данным вопросам, (л.д.________), разработано Положение о данной комиссии (л.д.______). В соответствии с п.п.2.1.1-2.1.3 Положения, основными задачами комиссии являются обеспечение законных прав граждан, организация процесса предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п.п.2.2.1-2.2.3 Положения, комиссия имеет право принимать решения, необходимые для управления, координации, контроля за реализацией подпрограмм на территории края, имеет право запрашивать в этих целях все необходимые сведения, рассматривать и вносить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления по данным вопросам. Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 251-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов "Каларский район", "Тунгиро-Олёкминский район" и "Тунгокоченский район" в Забайкальском крае государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 23.09.2009) было определено наделить органы местного самоуправления муниципальных районов "Каларский район", "Тунгиро-Олёкминский район" и "Тунгокоченский район" в Забайкальском крае государственными полномочиями по регистрации и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В свою очередь, для осуществления приема заявлений граждан и включения их в списки очередников по району, на территории МР «Каларский район» создана Комиссия по вопросам реализации подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством, принято положение о данной комиссии. В соответствии с п.п.2.1.1-2.1.3 Положения, основными задачами комиссии являются обеспечение законных прав граждан, организация процесса предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п.п.2.2.1 комиссия имеет право принимать решения, необходимые для управления, координации и контроля за реализацией данных подпрограмм на территории района. Таким образом, оспариваемые действия ответчиков были совершены в пределах их компетенции, предоставленных им действующим законодательством: комиссия администрации МР повторно рассмотрев вопрос о перерегистрации, произвела перерегистрацию истцов по дате подачи заявления 15 сентября 2008 года, а Министерство исключило истцов из сводного списка получателей сертификатов на 2011 год. Рассматривая вопрос о том, были ли нарушены права истцов при исключении их из сводного списка получателей субсидии на 2011 год, суд исходит из следующего. Очередность предоставления данной меры социальной поддержки установлена ст. 2 Закона, а именно: если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Аналогичные нормы предусмотрены также и п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ 10 декабря 2002 года: В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета, а также п. 12 Постановления Правительства Забайкальского края от 11.11.2008 N 81 (ред. от 12.01.2010) "Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья": В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане, имеющие право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется с даты подачи первоначального заявления), либо они подлежат снятию с учета. Как установлено судом, истцы не были сняты с учета, они были только исключены из списка получателей на 2011 год, так как их включение в список на 2011 год было произведено администрацией МР «Каларский район» ошибочно. Из материалов дела (учетных дел истцов) усматривается, что истец Токарева (Васильева) Г.О. была поставлена на очередь по категории «пенсионеры» согласно ее заявлению 19 января 1998 года. Истец Токарев В.Я. был поставлен на очередь по категории «инвалиды» согласно его заявлению 15 сентября 2008 года. Инвалидность установлена 7 декабря 2007 года, что подтверждается справкой ВТЭК. 4 августа 2009 года Васильева Г.О. и Токарев В.Я. заключили брак. Решением Каларского районного суда от 12 июля 2010 года истцы Васильев В.В., Васильева Т.В., Васильев Т.С, Васильев В.С., Васильев К.С., Васильев Я.С. признаны членами семьи Токарева В.Я. 30 июля 2010 года комиссией администрации МР «Каларский район» была произведена перерегистрация семьи истцов в категорию «инвалиды» по дате подаче заявления 19 января 1998 года. По мнению суда, это решение не соответствует действующему законодательству. Так, в данном случае комиссия, с учетом изменившихся обстоятельств была вправе перерегистрировать истцов на очередь по категории «пенсионеры» с 19 января 1998 года (дата подачи заявления Васильевой Г.О.), либо по категории «инвалиды» - с 15 сентября 2008 года (дата подачи заявления Токарева В.Я.). При этом суд учитывает, что на момент 19 января 1998 года у Токарева В.Я. не имелось в наличии инвалидности, которая была ему установлена только 7 декабря 2007 года, а с заявлением о постановке на учет он обратился только в сентябре 2008 года. Как следует из объяснений сторон, фактически государственные жилищные сертификаты выдаются только лицам, состоящим в очереди по категории «инвалиды». Тем самым, при переносе очередности Токарева В.Я. боле чем на 10 лет вперед по сравнению с датой подачи им заявления на постановку на учет ( 1998 и 2008 годы), нарушаются права иных лиц, стоящих в очереди по данной категории, которые получили инвалидность ранее Токарева и раньше него подали заявление о постановке на учет. Также Токарев мог быть перерегистрирован в очередь по категории «пенсионеры» по дате подачи заявления его нынешней женой – Токаревой (Васильевой) в 19 января 1998 года, с учетом изменившихся семейных обстоятельств. Однако так как по данной категории лиц КСЖ практически не выдаются, то администрация посчитала правильным включение истцов в список по категории «инвалид». Таким образом, суд считает, что действия ответчиков по исключению семьи истцов из сводного списка получателей ГСЖ, были совершены в соответствии с действующим на тот период законодательством. В силу положений п. 4 ст. 258 ГПК РФ в совокупности с п. 3 ст. 441 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права и свободы гражданина не были нарушены. Поскольку оспариваемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий ответчиков и не нарушают права и свободы истцов, суд первой инстанции считает необходимым отказать истцам в удовлетворении его требований. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Токареву Владимиру Яковлевичу, Токаревой Галине Оттовне, Токаревой Любови Владимировне, Васильевой Татьяне Васильевне, Васильеву Виктору Васильевичу, Васильеву Кириллу Сергеевичу, Васильеву Василию Сергеевичу, Васильеву Ярославу Сергеевичу в иске о признании незаконным действий Министерства территориального развития Забайкальского края и администрации МР «Каларский район», и о возложении обязанности устранить восстановлении нарушенное право, ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Мотивированное решение составлено 5 марта 2012 года. Судья Ануфриева Н.В.