2-847/2012 взыскание денежных средств



Дело № 2-847-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Горшковой Т.Т. к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в интересах Горшковой Т.Т. вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 26.05.2010 года удовлетворены исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» о предоставлении Горшковой Т.Т. отдельного благоустроенного жилого помещения площадью не менее 25 кв.м. На основании исполнительного листа Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы 24.01.2011 года возбуждено исполнительное производство. Однако по настоящее время решение суда не исполнено. Просит суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Горшковой Т.Т. денежные средства в размере 1100 000 рублей.

Помощник прокурора Соболева И.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске. Горшкова Т.Т. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление.

Представитель Правительства Забайкальского края Зотов Д.А, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью Администрации городского округа «Город Чита». Решением Центрального районного суда г.Читы от 26 мая 2010 года постановлено обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Горшковой Т.Т. жилое помещение, однако решение суда до настоящего времени не исполнено. Выделение денежных средств напрямую гражданам не предусмотрено, заявители имеют право на получение жилого помещения в натуре и не имеют право требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на его приобретение как в муниципальную собственность так и в личную. Администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочии по приобретению жилья детям-сиротам в размере 39953 700 рублей. Кроме того, средняя рыночная стоимость квадратного метра жилого помещения в г. Чите составляет 40 500 рублей, а денежный эквивалент жилого помещения, не представленного по решению суда Горшковой Т.Т. составит 683 750 рублей, указанная сумма подлежит взысканию с Администрации городского округа «Город Чита».

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Решением Центрального районного суда г. Читы от 26 мая 2010 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Горшковой Т.Т. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 кв.м. Решение вступило в законную силу. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Горшковой Т.Т. не предоставлено, в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения Горшковой Т.Т. жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Горшковой Т.Т. без выделения Министерством финансов Забайкальского края денежных средств на указанные цели не может быть исполнена, и исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Горшковой Т.Т. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент квартиры.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание сведения о средней рыночной стоимости 1 кв. метра благоустроенного жилого помещения по г. Чите в размере 44000 рублей, указанная стоимость определена на 20 января 2012 года (л.д. ). Таким образом, в пользу истицы подлежит взысканию денежная сумма в размере 1100 000 рублей (44 000 х 25 кв.м).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 26 мая 2010 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Горшковой Т.Т. денежные средства в размере 1100000 (один миллион сто тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.