2-1121/2012 предоставление жилого помещения



Дело № 2-1121-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

При секретаре Швецовой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Григорьевой А.А., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Григорьевой А.А. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м. на 1 чел.). Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Григорьевой А.А.

Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступила жалоба Григорьевой А.А. о защите ее жилищных прав. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Григорьева А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы муниципального образования Читинского района № 443 от 31.07.1997 года Григорьева А.А., ГЮЮ, ГЕЮ устроены в детское государственное учреждение. При этом за ними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно справке администрации СП «Домнинское» от 02.03.1998 года дом по указанному адресу сгорел еще в 1996 году. Таким образом, закрепление жилой площади за ФИО13 являлось нецелесообразным и незаконным. В связи с чем прокурором Читинского района на имя главы администрации муниципального района внесен протест на данное постановление об отмене незаконного закрепления. 01.07.2007года Григорьева А.А. включена в договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> качестве члена семьи. Данное жилое помещение предоставлено ее брату ГЮЮ Площадь квартиры составляет 27 кв.м. Норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи в соответствии с Решением Совета сельского поселения «Домнинское» № 86 от 29.11.2006 года составляла 14 кв.м. Таким образом, жилое помещение предоставлено Григорьевой А.А. с нарушением действующего законодательства площадью ниже установленной нормы. Так как площадь предоставленного жилого помещения не соответствовала норме предоставления жилого помещения, то с учета Григорьева А.А. в администрации сельского поселения «Домнинское» не снята. После окончания обучения в ГППУ № 6 жилое помещение Григорьевой А.А. не предоставлено.

Помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Истица Григорьевой А.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» Кулябин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что с исковыми требованиями прокурора не согласен.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление, в отзыве на исковое заявление представитель возражает против удовлетворения требований истца заявленных к Правительству Забайкальского края.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из возражения на исковые требования следует, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Выделение денежных средств напрямую гражданам, либо в муниципальный бюджет с указанием конкретных граждан законодательством не предусмотрено. Также указывает на то, что жилищные права Григорьевой А.А. не нарушены и правом на внеочередное обеспечение иным жильем она не обладает, поскольку ей на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Несоответствие площади жилого помещения нормативам предоставления жилья, свидетельствует только о потребности в улучшении жилищных условий в порядке общей очереди.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Григорьева А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, мать ГТР решением Читинского районного суда Читинской области от 04 октября 1996 года лишена родительских прав, отец ГЮА лишен родительских прав решением Читинского районного суда Читинской области 14 декабря 2000 года.

Ссылку представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края на то, что поскольку истице Григорьевой А.А. предоставлено жилое помещение по договору социального найма, оснований для внеочередного предоставления жилого помещения она не имеет, суд находит несостоятельной. В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 01 июля 2007 года ГЮЮ предоставлено в пользование жилое помещение состоящее из 1-ой комнаты общей площадью 27 кв.м по адресу: <адрес>. Как указано в вышеназванном договоре совместно с нанимателем вселяются: сестра Григорьева А.А.. и брат ГЕЮ Как следует из сообщения администрации муниципального района «Читинский район» на основании Постановления администрации сельского поселения «Домнинское» «Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам» от 21.12.2011 года № 125 внесено дополнение в Постановление администрации сельского поселения «Домнинское» «Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам» от 29.01.2006 года № 8/1 о постановке Григорьевой А.А. на учет с целью внеочередного предоставления жилья. В настоящее время Григорьевой А.А. внесена в реестр муниципального списка по предоставлению внеочередного жилья. Такое жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. Сторонами в судебном заседании не оспаривалась обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся.

Ввиду чего предоставление Григорьевой А.А. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Григорьевой А.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Григорьевой А.А. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.