Дело № 2-1492-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 февраля 2012 года город Чита Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В., при секретаре Кравцовой Л.Е., с участием помощника Читинского транспортного прокурора Григорьева В.А., действующего на основании судебного поручения и прав по должности, представителя ответчика Гордеева Е.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», Читинской дистанции гражданских сооружений Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Борзинский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки установлено, что зал ожидания и билетная касса, находящиеся в здании поста ЭЦ на станции Мирная, не обеспечены специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры. Просил обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать зал ожидания и билетную кассу, находящиеся в здании поста ЭЦ на станции Мирная специальными приспособлениями, в том числе пандусом и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ к железнодорожному транспорту и помещению зала ожидания, согласно требованиям п.3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2011 года № 73; привести высоту порогов входной двери зала ожидания станции Мирная в соответствии с требованиями п.3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; в зале ожидания установить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. При рассмотрении дела в названном суде помощник прокурора Григорьев В.А. исковые требования в судебном заседании поддержал, уточнил, что просит об установлении срока для исполнения решения в течение 6 месяцев, просил требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ОАО «РЖД» Е.А.Гордеев в письменном отзыве и объяснениях, данных в судебном заседании, исковые требования не признал по следующим основаниям. На станции Мирная отсутствует здание железнодорожного вокзала. Исходя из этого, для размещения железнодорожной кассы и зала ожидания используется здание ЭЦ. На балансе Читинской дистанции гражданских сооружений Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» состоит здание поста ЭЦ ст.Мирная. Здание поста ЭЦ введено в эксплуатацию в 1982 году, что подтверждается техническим паспортом. Соответственно спроектировать здание в соответствии со СНиП 35-01-2001, введенного 01 сентября 2001 года, не представляется возможным. Акт обследования был составлен без участия представителя балансодержателя имущества, поэтому не имеет юридической силы. Читинская дистанция гражданских сооружений не является распорядителем кредитов, финансируется Забайкальской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД», и не имеет в своем распоряжении денежных средств необходимых для оплаты работ по капитальному строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры. Вопросы капитального строительства и реконструкции железнодорожных вокзалов находятся в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое при проведении реконструкции или новом строительстве финансирует Забайкальскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В материалы дела представлены акты обследования объекта социальной инфраструктуры на предмет доступности для людей с ограниченными возможностями от 11 ноября 2011 года и от 22 февраля 2012 года, которыми в здании ЭЦ на станции Мирная установлено следующее: - Перил, пандусов не имеется; в дверях имеются пороги высотой 18 сам, что не дает беспрепятственного проезда инвалидной коляски, двери двусторонние, но не соответствует требованиям п.3.23 СНиП 35-01-2001; - В зале ожидания пиктограммы с символами доступности помещений отсутствуют, мест для инвалидных колясок в зале ожидания нет; -Доступ на перрон для маломобильных групп населения отсутствует, высота подъема составляет около 244 см, лестница, выходящая на перрон, не оборудована поручнем. При этом последний акт составлен с участием представителя Читинской дистанции гражданских сооружений, поэтому суд отвергает доводы представителя ответчика о нарушении прав при обследовании объекта инфраструктуры. Доказательств, опровергающих содержание данного акта, сторона ответчика не представила. В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям». Согласно п.3.1.17 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О введении в действие "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03" (вместе с "СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003) для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12). Согласно п. 3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 № 73, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных норм вход в здание не оборудован пандусом и поручнями. При входе в здание в дверных проемах имеются пороги, что не дает беспрепятственного проезда инвалидной коляске. Согласно п. 8.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям» (далее - СП 35-103-2001) помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц. Согласно п. 8.2 СП 35-103-2001 в пассажирских зданиях вокзалов разных видов транспорта следует предусматривать доступными: помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха. В нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Суд при этом учитывает, что данное здание используется в качестве помещения железнодорожного вокзала, так как факт размещения в нем билетных касс и зала ожидания стороной ответчика не оспаривается. Поэтому суд не может принять доводы стороны ответчика о том, что данное здание было построено для технической эксплуатации по соответствующему стандарту в 1982 году, то есть до введения в действие СНиП 35-01-2001. Таким образом, указанные нарушения законодательства создают не только препятствия, но и невозможность для определенной категории граждан (инвалидов) пользоваться услугами, предоставляемыми вокзальным комплексом станции Мирная, т.е. права такой категории граждан на пользование услугами ограничиваются. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу данной правовой нормы и установленных по делу обстоятельств ОАО «РЖД» должно быть понуждено судом к действиям специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры. По смыслу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок исполнения решения, предложенный прокурором и представителем ответчика, 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд полагает разумным, так как для устранения данных недостатков необходимо провести проектные и строительные работы. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Иск Борзинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу - оборудовать зал ожидания, находящийся в здании поста ЭЦ на станции Мирная Оловянинского района, специальными приспособлениями, в том числе пандусом и поручнями, обеспечивающим беспрепятственный доступ к железнодорожному транспорту согласно требованиям п.3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2011 года № 73; - привести высоту порогов входной двери зала ожидания, находящегося в здании поста ЭЦ на станции Мирная Оловянинского района, в соответствии с требованиями п. 3.23 строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года № 73; - установить в зале ожидания, находящемся в здании поста ЭЦ на станции Мирная Оловянинского района, пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия. Судья Ануфриева Н.В.