Дело № 2-639-2012 о признании действий незаконными (дети- инвалиды). иск удовлетворен



Дело № 2-639-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2012 года                                                                       город Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи                          Ануфриевой Н.В.,

при секретаре                                                      Кравцовой Л.Е.,

с участием помощника Читинского транспортного прокурора Григорьева В.А., действующего на основании судебного поручения и прав по должности,

представителя ответчика Гордеева Е.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», Читинской дистанции гражданских сооружений Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

        Борзинский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки установлено, что зал ожидания и билетная касса, находящиеся в здании поста ЭЦ на станции Шерловая, не обеспечены специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры. Просил обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать зал ожидания и билетную кассу, находящиеся в здании поста ЭЦ на станции Шерловая специальными приспособлениями, в том числе пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ к железнодорожному транспорту, согласно требованиям п.3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2011 года № 73; привести высоту порогов входной двери зала ожидания станции Шерловая в соответствии с требованиями п.3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; высоту окна билетной кассы в соответствии с требованиями п. 8.18 СП 35-103-2001 года; установить в зале ожидания, находящемся в здании поста ЭЦ на станции Шерловая, пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

При рассмотрении дела в названном суде помощник прокурора Григорьев В.А. исковые требования в судебном заседании поддержал и уточнил, что просит об установлении срока для исполнения решения в течение 6 месяцев, просил требования удовлетворить в полном объеме.

         Представитель ОАО «РЖД» Е.А.Гордеев в письменном отзыве и объяснениях, данных в судебном заседании, исковые требования не признал по следующим основаниям. На станции Шерловая отсутствует здание железнодорожного вокзала. Исходя из этого, для размещения железнодорожной кассы и зала ожидания используется здание ЭЦ.

На балансе Читинской дистанции гражданских сооружений Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» состоит здание поста ЭЦ ст.Шерловая. Здание поста ЭЦ введено в эксплуатацию в 1982 году, что подтверждается техническим паспортом. Соответст­венно спроектировать здание в соответствии со СНиП 35-01-2001, введенного 01 сентября 2001 года, не представляется возможным. Акт обследования был составлен без участия представителя ОАО «РЖД», поэтому не имеет юридической силы. Читинская дистанция гражданских сооружений не является распорядите­лем кредитов, финансируется Забайкальской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД», и не имеет в своем распоряжении денежных средств необходимых для оплаты работ по капитальному строительству и реконструкции объектов желез­нодорожной инфраструктуры. Вопросы капитального строительства и реконст­рукции железнодорожных вокзалов находятся в ведении ОАО «Российские же­лезные дороги», которое при проведении реконструкции или новом строительстве финансирует Забайкальскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

           В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

           В материалы дела представлены акты обследования объекта социальной инфраструктуры на предмет доступности для людей с ограниченными возможностями от 8 сентября 2011 года и от 26 января 2012 года, которыми в здании ЭЦ на станции Шерловая, расположенном в Борзинском районе пгт. Шерловая Гора, установлено следующее:

- При входе в зал пандусов не имеется при высоте подъеме 45 см; в дверях имеются порог высотой 22 см, что не дает беспрепятственного проезда инвалидной коляски;

-Высота внутреннего порога входной двери составляет 23 см.

- В зале ожидания пиктограммы с символами доступности помещений отсутствуют, мест для инвалидных колясок в зале ожидания нет;

- высота кассового окна от пола составляет 110 см. ( при норме 70-80см).

При этом последний акт составлен с участием представителя ОАО «РЖД», поэтому суд отвергает доводы представителя ответчика о нарушении прав при обследовании объекта инфраструктуры. Доказательств, опровергающих содержание данного акта, сторона ответчика не представила.

      В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

         Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям».

                 Согласно п.3.1.17 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О введении в действие "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03" (вместе с "СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003) для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12).

          Согласно п. 3.23 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 № 73, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

          Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных норм вход в здание не оборудован пандусом. При входе в здание в дверных проемах имеются пороги, что не дает беспрепятственного проезда инвалидной коляске.

          Согласно п. 8.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям» (далее - СП 35-103-2001) помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц.

         Согласно п. 8.2 СП 35-103-2001 в пассажирских зданиях вокзалов разных видов транспорта следует предусматривать доступными:

помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха.

                  Согласно п. 8.18 СП 35-103-2001 окна и прилавки операционных помещений (касс, камер хранения, справочных служб, автоматов продаж и т.д.) рекомендуется размещать на высоте 0,7-0,8 м.

         В нарушение указанной нормы высота окна билетной кассы на железнодорожном вокзале станции Шерловая составляет 1,10 м от пола.

В нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

          Суд при этом учитывает, что данное здание используется в качестве помещения железнодорожного вокзала, так как факт размещения в нем билетных касс и зала ожидания стороной ответчика не оспаривается. Поэтому суд не может принять доводы стороны ответчика о том, что данное здание было построено для технической эксплуатации по соответствующему стандарту в 1982 году, то есть до введения в действие СНиП 35-01-2001.

Таким образом, указанные нарушения законодательства создают не только препятствия, но и невозможность для определенной категории граждан (инвалидов) пользоваться услугами, предоставляемыми вокзальным комплексом станции Шерловая, т.е. права такой категории граждан на пользование услугами ограничиваются.          Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу данной правовой нормы и установленных по делу обстоятельств ОАО «РЖД» должно быть понуждено судом к действиям специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры.

По смыслу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения решения, предложенный прокурором и представителем ответчика, 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд полагает разумным, так как для устранения данных недостатков необходимо провести проектные и строительные работы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Борзинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

          Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в несоблюдении требований законодательства о защите прав инвалидов, незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу

- оборудовать зал ожидания, находящийся в здании поста ЭЦ на станции Шерловая, расположенной в пгт. Шерловая Гора Борзинского района Забайкальского края, специальными приспособлениями- пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ к железнодорожному транспорту согласно требованиям п.3.29 Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2011 года № 73;

- привести высоту порогов входной двери зала ожидания, находящегося в данном здании, в соответствии с требованиями п. 3.23 строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года № 73;

- привести высоту окна билетной кассы в данном здании в соответствии с требованиями п. 8.18 СП 35-103-2001 года;

- установить в зале ожидания, находящемся в данном здании, пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                        Ануфриева Н.В.