2-875/2012 о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения



Дело № 2-875/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

24 января 2012 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Стрельниковой ФИО6 к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Стрельниковой В.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

Решением Центрального районного суда г. Читы от 21 января 2010 года исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Стрельниковой В.В. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Стрельниковой В.В. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не предоставлено. Жилищные права Стрельниковой В.В. продолжают нарушаться. Просил суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Стрельниковой В.В. денежные средства в размере 1100000 рублей на приобретение жилого помещения.

В судебное заседание представитель процессуального истца не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В судебном заседании материальный истец Стрельникова В.В. доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью органов местного самоуправления. Дополнительные гарантии прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009г. утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, жилой площадью», согласно данному порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год на указанные цели. На 2011 год законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50 638,8 тыс. рублей. Администрации городского округа «Город Чита» из средств краевого бюджета перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 39953 700 руб. На 2012г. в соответствии с законом Забайкальского края № 611- ЗЗК на указанные цели предусмотрено 50 638,8 тыс. руб., при этом администрации городского округа «Город Чита» - 12073900 руб. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре и не имеет права требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья, как в муниципальную собственность, так и в личную. Кроме того, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда администрацией городского округа «Город Чита», таких как акт судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа, постановление об окончании исполнительного производства. Ссылаясь на постановление Мэра города Читы от 11.02.2011г. № 22, приказ Минрегиона РФ от 09.12.2011г. № 562, полагала, что рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения завышена. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита».

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона).

В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 21 января 2010 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Стрельниковой В.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в черте города Чита, общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям.

Решение суда вступило в законную силу, на основании исполнительного листа, выданного судом по указанному решению, Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю 02.04.2010 было возбуждено исполнительное производство.

Вместе с тем до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Стрельниковой В.В. не предоставлено, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истцу жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края суду не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Стрельниковой В.В. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Стрельниковой В.В. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание представленную представителем Министерства финансов Забайкальского края справку ООО «Судебно-экспертное агентство» от 15.01.2012 года о стоимости жилого помещения, поскольку в данной справке указана средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения по г. Чита, исходя из установленных цен жилья по административным районам г. Читы, данная справка по сравнению с представленной прокурором справкой ООО МП «Правовед» является более подробной и отражающей реальные цены.

Согласно справки ООО «Судебно-экспертное агентство» рыночная стоимость 1 кв.м. благоустроенного жилого помещения, площадью не менее 25 кв.м. по г. Чита по состоянию на 15.01.2012г. составляет 40500 рублей. Следовательно, в пользу Стрельниковой ВВ. подлежит взысканию сумма для приобретения жилья в размере 1012 500 (25х40 500 руб.).

Довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жи­лья должен производиться из расчета 27 350 рублей за один кв. метр, суд находит несостоятельным, а ссылки на постановление Мэра города Читы от 11.02.2011г. № 22 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необос­нованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств го­родского бюджета.

Ссылки представителя Министерства финансов Забайкальского края на приказ Минрегиона РФ от 09.12.2011г. № 562, утверждающий норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года, суд находит безосновательными, поскольку данный приказ принят в соответствии с пунктом 5.2.6 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, который в свою очередь предусматривает полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации по принятию актов об определении стоимости 1 кв. метра жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд. В данном же случае денежные средства взыскиваются в пользу физического лица в целях обеспечения лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, ввиду чего указанный приказ Минрегиона применим быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Стрельниковой ФИО7 удовлетворить частично.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 21 января 2010 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Стрельниковой ФИО8 денежные средства в размере 1012 500 рублей для приобретения жилого помещения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Центральный районный суд г. Читы.

Судья Лоншакова Т.В.