о понуждении к оборудованию специализированного помещения для накопления отходов класса «В»



№ 2-3320-2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

4 октября 2011 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Иванец С.В.

при секретаре судебного заседания Барановой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Читы к государственному учреждению здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1», министерству здравоохранения о понуждении к действиям,

установил:

Прокурор Центрального района города Читы обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки государственного учреждения здравоохранения «Краевой противотуберкулёзный диспансер №1» были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в части соблюдения санитарных правил и норм при обращении с медицинскими отходами, а именно хранение опасных отходов класса «В» осуществляется на открытой контейнерной площадке, а не в специализированном изолированном помещении медицинского корпуса.

Просил обязать государственное учреждение здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» оборудовать в медицинском корпусе специализированное изолированное помещение размещение контейнеров с отходами класса «В» в соответствии с предъявляемыми к таким помещениям специальными требованиями (в соответствии с п.10.1-10.10 СанПиН 2.1.7.2790-10); не размещать контейнеры с отходами класса «В» на открытой контейнерной площадке, на территории медицинского учреждения; осуществлять ежедневный вывоз отходов класса «В» с территории учреждения здравоохранения. При невозможности исполнения судебного решения по причине недостаточности денежных средств привлечь к субсидиарной ответственности учредителя государственного учреждения здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» - Министерство здравоохранения Забайкальского края.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Читы Кулибаба А.Г. просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель министерства здравоохранения Забайкальского края – Адер Е.А., представитель государственного учреждения здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» - Мамулин В.К. просили отказать в удовлетворении требований, представив отзывы в письменном виде.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемологических заключений осущестляющих государственный санитарно-эпидемологический надзор должностных лиц;

-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-эпидемических (профиалктических) мероприятий при оказании услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Федерального закона осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Обращение с отходами в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиолгические требования к обращению с медицинскими отходами» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 (далее – СанПиН 2.1.7.2790-10).

Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

К отходам класса «В» согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 относятся материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории.

В соответствии с пунктом 4.22 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса «В» собирают в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов. Жидкие биологические отходы, использованные одноразовые колющие (режущие) инструменты и другие изделия медицинского назначения помещают в твердую (непрокалываемую) влагостойкую герметичную упаковку (контейнеры).

В соответствии с пунктом 6.4. СанПиН 2.1.7.2790-10 накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц.

Участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности). Состав и минимальные площади помещений участка представлены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам (п.10.1. СанПиН 2.1.7.2790-10).

Пунктом 10.2. СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что участок может располагаться как в отдельно стоящем здании в хозяйственной зоне с подъездными путями, так и в составе корпуса, в том числе в подвальных помещениях с автономной вытяжной вентиляцией (за исключением установок для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза). Расстояние от жилых и общественных зданий до участка, оборудованного установкой для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза определяется в соответствии с требованиями законодательства.

Участок должен быть обеспечен канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка должны обеспечивать поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на "чистую" и "грязную" зоны.

На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов.

Как установлено в судебном заседании государственное учреждение «Краевой противотуберкулёзный диспансер № 1» хранение опасных отходов класса «В» осуществляет без соблюдения требований, установленных СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиолгические требования к обращению с медицинскими отходами» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163, на открытой контейнерной площадке.

Допускаемые государственным учреждением здравоохранения «Краевой противотуберкулёзный диспансер № 1» нарушения СанПиН 2.1.7.2790-10 создают угрозу здоровью неопределённого круга лиц, граждан работающих в медицинском учреждении, пациентов, посетителей, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также наносит вред окружающей среде.

Поскольку государственное учреждение здравоохранения «Краевой противотуберкулёзный диспансер № 1» является подведомственным учреждением министерства здравоохранения Забайкальского края, то субсидиарную ответственность при недостаточности денежных средств на устранение выявленных нарушений следует возложить на министерство здравоохранения Забайкальского края.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Центрального района города Читы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Центрального района города Читы удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в четырехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, а именно:

- оборудовать в медицинском корпусе специализированное изолированное помещение размещение контейнеров с отходами класса «В» в соответствии с предъявляемыми к таким помещениям специальными требованиями (в соответствии с п.10.1-10.10 СанПиН 2.1.7.2790-10);

- не размещать контейнеры с отходами класса «В» на открытой контейнерной площадке, на территории медицинского учреждения;

- осуществлять ежедневный вывоз отходов класса «В» с территории учреждения здравоохранения.

При невозможности исполнения судебного решения по причине недостаточности денежных средств привлечь к субсидиарной ответственности учредителя государственное учреждение здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» - Министерство здравоохранения Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Читы.

Судья С.В. Иванец