о взыскании дополнительных денежных выплат из трудовых правоотношений



Дело № 2-1880/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2012 г. г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Федоровской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожанской Светланы Ивановны, Кочененко Натальи Николаевны, Фурман Оксаны Юрьевны, Цыржитовой Ирины Бальжинимаевны к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», узлу связи штаба армии в/ч 58147 о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул, взыскании премий, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями в соответствии с уточнениями, ссылаясь на следующее.

Истцы работали в 80 узле связи штаба СибВО. В связи с введением нового штата с 01.12.2011 г. истцы в октябре 2011 г. получили уведомления о предстоящем сокращении штата и своем последующем увольнении. В ноябре – декабре 2011 г. были уволены в связи с сокращением штатов на основании п.2 ст.81 ТК РФ.

Увольнение истцы считают незаконным, так как работодатель не обосновал законность сокращения штата, вакантных должностей после предупреждения об увольнении им предложено не было, заявление об увольнении ранее срока, указанного в предупреждении, написано ими вынужденно.

Кроме того, истцам не была выплачена премия из экономии денежного фонда за 2011 года, 9 месяцев 2011 года, что нарушает их права, так как они фактически отработали данные периоды. Истцы изменяли исковые требования. В окончательной форме требования заявлены следующие:

Истец Кочененко Н.И. просит взыскать премию за счет экономии фонда заработной платы за 2011 год в размере 3284 руб., дополнительную выплату за 2010-2011 г. в размере 335 000 руб., компенсацию морального вреда 10000 руб., судебные расходы 5800 руб.;

Истец Фурман О.Ю. просит взыскать премию за счет экономии фонда заработной платы за 2011 год в размере 3284 руб., дополнительную выплату за 2010-2011 г. в размере 335 000 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб., судебные расходы 5800 руб.;

Истец Цыржитова И.Б. просит взыскать премию за счет экономии фонда заработной платы за 2011 год в размере 3284 руб., дополнительную выплату за 2010-2011 г. в размере 300 971 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб., судебные расходы 5800 руб.;

Истец Рожанская С.И. просит взыскать премию за счет экономии фонда заработной платы за 2011 год в размере 3284,22 руб., дополнительную выплату за 2010-2011 г. в размере 319 506 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб., судебные расходы 5800 руб..

Истцы Рожанская С.И. и Цыржитова И.Б. от ранее заявленных требований о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказались, о чем вынесено судом определение.

В судебном заседании истцы, их представитель Индюченко Н.А. требования поддержали.

Представители ответчиков ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Жеребцов А.Н. и в/ч 548147 Гудия А.С., действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении исковых требований отказать. В своих пояснениях указали, что Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает дополнительную выплату (премию) по результатам службы (работы) за счет экономии фонда оплаты труда. Данная выплата не является гарантированной, 80 узел связи в телеграмме о дополнительных выплатах отсутствует, значит, оснований для взыскания премий за 2010 и 2011 г. нет. Учитывая, что на момент издания приказа о выплате премии по итогам работы за 2011 г. истцы не работали, оснований для выплаты премии, определяемой из размера экономии фонда оплаты труда, нет. Кроме того, истцами пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 392 ТК РФ, относительно требований за 2010 год, первый, второй кварталы 2011 г.г..

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к следующим выводам.

Истцы работали в узле связи штаба Сибирского военного округа, уволены по сокращению штата по п.2 ст.81 ТК РФ Рожанская С.И.-01.12.2011 г., Кочененко Н.Н.-13.12.2011 г., Фурман О.Ю.-05.12.2011 г., Цыржитова И.Б. -14.11.2011г..

Судом установлено, что после 01.12.2011 г. 80 Узел связи штаба армии переформирован в Узел связи штаба армии войсковой части №58147 (л.д. ), являющийся надлежащим ответчиком по делу.

При рассмотрении требований о взыскании премий (дополнительных выплат) суд исходит из следующего.

Условия, источник и порядок выплаты материального стимулирования установлены Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее –Порядок).

Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, военных округов. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п.1, 2).

В адрес Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю поступали телеграммы о выплате за счет экономии денежных средств, в том числе гражданскому персоналу в 2010 г. и в 2011 г..

Согласно пунктам 6 указанного Порядка дополнительное материальное стимулирование в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов соответствующих командиров.

Судом установлено, что дополнительные выплаты (премия) за 2010 г. производились в декабре 2010 г., за первый квартал 2011 г.- в июне 2011 г. (телеграмма от 23.06.2011 г., л.д.______), за второй квартал- в августе 2011г. (телеграмма от 13.08.2011 г., л.д._______), за третий и четвертый квартал в декабре 2011 г. (телеграмма от 09.12.2011 г., л.д.__________).

Суммы денежных средств, которые просят взыскать истцы, не были начислены, следовательно, к этим требованиям применяются положения ст. 392 ТК РФ с момента выплаты иным лицам, т.е. по премиям за 3, 4 кварталы 2011 года исчисляется с декабря 2010 года, по премии за 1 квартал 2011 года – исчисляется с июня 2011 года, по премии за 2 квартал 2011 года - с августа 2011 года.

В судебном заседании истцы подтвердили, что они знали о выплате гражданскому персоналу премий, предусмотренных приказом Министра обороны РФ № 1010, в других воинских подразделениях, в связи с чем обращались к командиру части, а также в профсоюзный комитет.

Однако в суд истцы обратились с требованиями о нарушении трудовых прав в январе 2012 г..

Доказательств уважительности причины пропуска срока истцы не представили.

С учетом положений ст. 392 ТК РФ о трехмесячном сроке для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав работника, исковые требования в части взыскания денежных сумм за 2010 г. и первый, второй квартал 2011 г. удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Не находит суд оснований и для взыскания премии по итогам работы за 3, 4 кварталы 2011 г..

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» предоставлено руководителям федеральных органов исполнительной власти право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы) (пункт 7).

Пунктом 8 вышеназванного Указа установлено, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется:…гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований - в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ № 459 приказом Министра обороны РФ № 115 от 28 марта 2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Согласно вышеназванному Порядку дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (п. 1).

В соответствии с пунктами 2, 4 данного Порядка расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Данные премии не являются систематическими, Положениями о премировании не предусмотрены, следовательно, право на определение размера премий и лиц, подлежащих премированию, предоставлено органам федеральной исполнительной власти, к которым относится Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ.

Телеграммой Департамента социальных гарантий МО РФ от 9 декабря 2011 года, направленной в адрес начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, предусмотрен порядок выплаты премии за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 г. (л.д.________). При этом, в телеграмме отсутствует указание о выплате премий гражданскому персоналу войсковых частей.

Таким образом, требования истцов о взыскании премии за счет экономии денежных средств в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 1010 за период июль-декабрь 2011 года удовлетворению не подлежит.

Требование о взыскании премии стимулирующего характера из фонда экономии оплаты труда по итогам работы 2011 г. подлежит частичному удовлетворению на основании ст.135, 191 ТК РФ.

Как следует их сообщения ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 23.12.2011 г. по результатам исполнения фонда оплаты труда гражданского персонала по итогам работы за 2011 г. 80 опорного узла связи Восточного военного округа выплата стимулирующего характера составила 830 908 руб. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в отдаленной местности (л.д.______ ).

На основании приказа командира войсковой части №58147 от 23.12.2011 г. № 317 гражданскому персоналу было выплачено материальное стимулирование по итогам работы за 2011 год (л.д._______).

Учитывая, что выплата произведена по итогам работы за 2011 г. всем работникам 80 узла связи, не уволенным на момент издания приказа, и то, что истцы отработали 11 месяцев в 2011 г., они имеют право на получение указанной премии. Учитывая, что премия каждому работнику распределялась исходя из экономии фонда оплаты труда (830 908 руб.) и делилась на количество не уволенных работников, то к расчету суммы принимается количество гражданских лиц, работающих в 2011 г. - 253 человека.

Таким образом, подлежащая взысканию сумма премии по итогам за 2011 г. составит 3284,22 руб. (830908 / 253). Суд взыскивает сумму в пользу каждого истца в пределах заявленных требований.

Учитывая, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда при нарушении трудовых прав работников, суд в силу ст.237 ТК РФ удовлетворяет требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.12.2006) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Исходя из степени нравственных страданий, причиненных истцу, суд считает требование истцов, подлежащими удовлетворению в размере 500 рублей в пользу каждого.

Принимая во внимание, что войсковая часть 58147 зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", суд взыскивает денежные суммы с указанного ответчика.

В силу положений ст. 100 ГПК РФ суд считает возможным удовлетворить требования о взыскании расходов на представителя в размере 1000 руб. каждому. На основании ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы на оформление доверенностей в размере 800 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Цыржитовой Ирины Бальжинимаевны сумму премии 3284 руб., судебные расходы 1800 руб., компенсацию морального вреда 500 руб., Фурман Оксане Юрьевне сумму премии 3284 руб., судебные расходы 1800 руб., компенсацию морального вреда 500 руб., Кочененко Наталье Николаевне сумму премии 3284 руб., судебные расходы 1800 руб., компенсацию морального вреда 500 руб., Рожанской Светланы Ивановны сумму премии 3284,22 руб., судебные расходы 1800 руб., компенсацию морального вреда 500 руб..

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Аксаненко Р.Т.

Решение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2012 г.