Дело № 2-2061-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 апреля 2012 г. г. Чита Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Аксаненко Р.Т. при секретаре судебного заседания Федоровской Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» возложении обязанности организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов с территории, у с т а н о в и л: Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В результате проверки проведенной в рамках надзора за соблюдением органами местного самоуправления природоохранного и санитарно-эпидемиологического была по факту размещения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) в границах городского округа «Город Чита», установлено, что на земельном участке, расположенном в 20 м. на северо-восток от дома №24д по ул.Лазо, находится несанкционированная свалка ТБО, представленная мусором различного происхождения. Размер захламленной территории (свалки) составляет 10х15 метров. Полагая, что обязанность по сбору и утилизации бытовых и промышленных отходов в границах территории городского округа «Город Чита» в соответствии с законодательством лежит на органах местного самоуправления, а непринятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просил обязать ответчика организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с места несанкционированной свалки в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании помощник Читинского межрайонного природоохранного прокурора Гомбоев Б.А. исковые требования поддержал. Представитель ответчика Администрация городского округа «Город Чита» Конюкова А.В., действуя на основании доверенности, иск не признала, в удовлетворении требований прокурора просила отказать. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (далее Закона), статье 8 Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ч.1 ст.51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, согласно ч.2 данной статьи запрещен сброс отходов производства и потребления на почву. Из материалов дела следует и не оспаривалось в судебном заседании, что на земельном участке, расположенном в 20 м. на северо-восток от дома №24д по ул.Лазо, находится несанкционированная свалка ТБО, представленная мусором различного происхождения, в том числе, полиэтиленовые пакеты, пластиковая, стеклянная, картонная тара от продуктов, отходы жизнедеятельности, битое стекло, остатки продуктов и прочий бытовой мусор. Размер захламленной территории свалки составляет 10х15 метров. Данное обстоятельство подтверждается актом и схемой осмотра территории от 27.01.2012 г., фототаблицами (л.д.4). В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.п.24 п.1 ст. 16 закона). Данные вопросы отнесены к ведению городского округа «Город Чита», в том числе и п.1 ст.5 Устава муниципального образования городской округ «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы № 168 от 30.09.2004. В силу перечисленных норм, органами местного самоуправления городского округа «Город Чита» должны были предприниматься определенные действия по сбору и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории города Читы. Непринятие Администрацией городского округа «Город Чита» мер по уборке свалок на территории городского округа нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, установленный факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов в границах территории городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Нарушение указанной обязанности, возложенной на органы местного самоуправления законом, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. Также в силу пп. 24 п. 1 ст. 5 устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33, 34 устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм. В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Как следует из пункта 3.1 Правил, уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа. Таким образом, установленный факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов на указанной территории городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. Суд отклоняет доводы представителя ответчика о привлечении к участию в деле и об ответственности управляющей компании не заключившей договора со специализированной организацией по вывозу несанкционированных свалок, так как ответственность за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Судом учитывается, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, суд находит возможным определить этот срок в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» организовать мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов с территории городского округа «Город Чита» на земельном участке, расположенном в 20 м. на северо-восток от дома №24д по ул.Лазо, размером 10х15 м. в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовлении решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы. Судья Аксаненко Р.Т. Решение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2012 г.