Дело № 2-1453-12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 марта 2012 года Центральный районный суд города Читы в составе: Председательствующего судьи Казакевич Ю.А., При секретаре Швецовой М.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Трефилова И.И., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, Установил: Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Трефилову И.И. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м. на 1 чел.). Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Трефилова И.И. Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступило обращение Трефилова И.И. о защите его жилищных прав. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Трефилов И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Читинского районного суда г. Читы от 18.11.2003 года мать истца – ТСЛ лишена родительских прав. Решением Катайского районного суда Курганской области от 12.11.2003 года отец истца - ТАВ лишен родительских прав. На основании постановления главы муниципального образования Читинского района № от ДД.ММ.ГГГГ Трефилову И.И. назначена опекуном ШТП, при этом за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако, данный дом принадлежит семье Асламовых. В связи с чем закрепление указанной жилой площади осуществлено незаконно и нецелесообразно. Постановлением главы администрации сельского поселения «Маккавеевское» № 103 от 10.05.2011 Трефилов И.И. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время Трефилов И.И. жилья не имеет, проживает с опекуном. Помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске. Истец Трефилов И.И.. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление, представила возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального района «Читинский район». Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из возражения на исковые требования следует, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Также, указывает на то, что за Трефиловым И.И. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> б, которое является местом его регистрации. В соответствии со справкой СП «Маккавеевское» 2011 года Трефилов И.И. зарегистрирован и проживает по указанному адресу и является членом семьи Асламовых. Доказательств отказа органов местного самоуправления в предоставлении Трефилову И.И. закрепленного за ним жилого помещения не представлено. Предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год, на указанные цели. Законом Забайкальского края от 15.12.2010 № 450-ЗЗК « О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в редакции Закона Забайкальского края № 547-ЗЗК от 09.09.2011, муниципальному району «Читинский район» дополнительно к уже перечисленным из субвенциям из краевого бюджета в начале 2011 года, предусмотрены субсидии из федерального бюджета для обеспечения данной категории лиц 2287,6 тыс. руб., расходные обязательства исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Предоставление жилого помещения данной категории лиц является обязанностью муниципального района «Читинский район». Просит в иске отказать. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Судом установлено, что Трефилов И.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, мать и отец истца лишены родительских прав. Ссылку представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края на то, что поскольку истцу Трефилову И.И. предоставлено жилое помещение по договору социального найма, а также то, что Трефилов является членом семьи нанимателей, поэтому оснований для внеочередного предоставления жилого помещения он не имеет, суд находит несостоятельной. Постановлением главы администрации сельского поселения «Маккавеевское» № 103 от 10.05.2011 Трефилов И.И. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья, учетный номер очереди 23. Согласно Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю сведения о правах на недвижимое имущество на имя Трефилова И.И.. отсутствуют. Жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. Сторонами в судебном заседании не оспаривалась обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Ввиду чего предоставление Трефилову И.И. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Трефилову И.И. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Трефилову И.И. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Председательствующий: Казакевич Ю.А.