2-2253/2012 предоставление жилого помещения



Дело № 2-2253-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2012 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

При секретаре Швецовой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Кубекина И.И., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Кубекину И.И. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м. на 1 чел.). Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Кубекина И.И.

Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступило обращение Кубекина И.И. о защите его жилищных прав. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Кубекин И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ЕЛГ лишена родительских прав 16.08.1996, отец лишен родительских прав 10.08.2000. При устройстве в детское учреждение за Кубекиным И.И. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На момент закрепления в данном жилом помещении проживала КЛГ, двое несовершеннолетних детей и сожитель РСА, в связи с чем площадь жилого помещения на момент закрепления не соответствовала норме. Причиной направления Кубекина И.И. в детское учреждение явился отказ матери от воспитания ребенка, невозможность и нежелание установить с ним контакт.

Помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление, исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Кубекин И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, представил возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального района «Читинский район». Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из возражения на исковые требования следует, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год, на указанные цели. Законом Забайкальского края от 15.12.2010 № 450-ЗЗК « О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в редакции Закона Забайкальского края № 547-ЗЗК от 09.09.2011, муниципальному району «Читинский район» дополнительно к уже перечисленным из субвенциям из краевого бюджета в начале 2011 года, предусмотрены субсидии из федерального бюджета для обеспечения данной категории лиц 2287,6 тыс. руб., расходные обязательства исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Предоставление жилого помещения данной категории лиц является обязанностью муниципального района «Читинский район». Просит в иске отказать.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Кубекин И.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, мать и отец истца лишены родительских прав.

Постановлением главы администрации сельского поселения «Ингодинское» Кубекин И.И. поставлен на льготную очередь на получение жилья. Постановлением главы Администрации Читинского района № 558 от 11.07.1996 года за Кубекиным И.И. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако, в связи с незаконным закреплением жилья постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» № 149 от 26.01.2012 года данное закрепление отменено. Жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. Сторонами в судебном заседании не оспаривалась обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Ввиду чего предоставление Кубекину И.И. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                                 Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Кубекину И.И. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Кубекину И.И. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий:                                                     Казакевич Ю.А.