Дело № 2-2214-12 об обязании организовать мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых от ходов с места несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном по адресу: г. Чита, Черновский район, ул. Хлебозаводская 6. Иск удовлетворен



Дело № 2-__________-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«4» апреля 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.,

при секретаре Кравцовой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по искам заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к организации мероприятий по сбору, и вывозу мусора и бытовых отходов с территории,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с исками к администрации городского округа «Город Чита», ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки санитарного состояния территории городского округа «Город Чита» выявлены нарушения природоохранного законодательства - на следующих территориях г. Читы находятся несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, ул. Краснокаменская, в районе жилого дома №13,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, напротив жилого дома по ул. Хлебозаводская 6

-на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район. ул. Зыкова 1,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, ул. Жилой городок 7,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, ул.Нижняя 16,

-на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, напротив жилого дома по ул. Хлебозаводская 1,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, пос. Аэропорт, ул. Жилой городок 13, 15 (район гаражного кооператива ГСК №17).

Полагая, что обязанность по сбору и утилизации отходов на территории города Читы в соответствии с законодательством лежит на органах местного самоуправления, а не принятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать и осуществить мероприятия по сбору, вывозу мусора и бытовых отходов с вышеуказанных территорий в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Определением суда гражданские дела по данным искам были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании прокурор – старший помощник прокурора Центрального района Блохина Я.Г. на исковых требованиях настаивала и пояснила, что надлежащим ответчиком в соответствии с действующим законодательством является администрация ГО «Город Чита».

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Стрельникова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. Согласно ст. 8 Положения об администрации Черновского района, утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» 13 октября 2011 года, администрация Черновского района обязана осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на территории района. Поэтому администрация городского округа «Город Чита» не является надлежащим ответчиком. Кроме того, она указала, что в иске отсутствуют указания на объем мусора, находящийся на данных свалках, и не указаны конкретные мероприятия, которые должна осуществить администрация ГО «Город Чита» для ликвидации несанкционированных свалок. В представленном отзыве также содержится ссылка на п.п.3.4, 3.1 Правил благоустройства территории ГО «Город Чита», в соответствии с которыми физические и юридические лица обязаны обеспечивать уборку территории, принадлежащей им на праве собственности либо на основании договора аренды.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, на указанных земельных участках действительно расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Факт наличия несанкционированной свалки на указанных участках подтверждается справкой о проведении рейдовой проверки, составленной специалистом Росприроднадзора по Забайкальскому краю 2 ноября 2011 года, справкой Росреестра по Забайкальскому краю с описанием данных земельных участков, фототаблицами.

Ответчик факт наличия несанкционированных свалок на данных земельных участках не оспаривал. Доказательств обратного суду не представлено.

Исследовав представленные материалы, суд считает необходимым уточнить местоположение несанкционированных свалок в соответствии с данными Росреестра, а именно: несанкционированные свалки находятся на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, на пустыре в районе ул. Зыкова 1; на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, дворами жилых домов по ул.Нижняя 16, на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, за деревянным жилым домом ул. Жилой городок 7.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 24 п. 1 ст. 16).

Также в силу пп. 26 п. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением городской Думы 9 декабря 2011 года, к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 37, 38 Устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм.

В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Как следует из пункта 3.1 Правил, уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа.

В соответствии со ст. 2 Положения об администрации Черновского административного района ГО «Город Чита», администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа на территории Черновского района. В соответствии со ст. 8 данного Положения, администрация Черновского района имеет право осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа.

Из анализа данных норм вытекает, что надлежащим ответчиком по иску является именно администрация городского округа «Город Чита», поэтому суд отвергает доводы представителя ответчика о том, что в качестве ответчика должна привлекаться администрация Черновского административного района.

Суд отвергает также доводы стороны ответчика о том, что несанкционированные свалки на данных территориях должны ликвидировать иные лица, которым эти территории принадлежат на праве собственности либо аренды. Из справки Росреестра следует, что данные территории относятся к территории городского округа «Город Чита», организацию вывода бытовых отходов на данной территории должен осуществлять именно ответчик.

Таким образом, установленный факт наличия несанкционированных свалок бытовых отходов на указанных территориях городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки.

Доводы стороны ответчика о том, что прокурором не указан объем мусора на свалках, суд отвергает, так как указать конкретный объем в данном случае мусора невозможно.

Доводы о том, что в иске не указаны конкретные мероприятия, подлежащие выполнению, суд также отвергает, так как ответчик в данном случае должен сам определить конкретные меры к исполнению судебного решение, суд в данном случае возлагает обязанность на ответчика организовать данные мероприятия, не вмешиваясь в организацию ответчиком своей деятельности как органа местного самоуправления.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу организовать мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов, расположенных

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, ул. Краснокаменская, в районе жилого дома №13,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, напротив жилого дома по ул. Хлебозаводская 6,

-на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, на пустыре в районе ул. Зыкова 1,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, за деревянным жилым домом в районе ул. Жилой городок 7,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, за дворами жилых домов по ул.Нижняя 16,

-на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, напротив жилого дома по ул. Хлебозаводская 1,

- на земельном участке, расположенном по адресу: г.Чита, Черновский административный район, пос. Аэропорт, ул. Жилой городок 13, 15 (район гаражного кооператива ГСК №17).

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Н.В. Ануфриева