№ 2-1329/12 иск о предоставлении жилого помещения (дети-сироты)



Дело № 2-1329-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2012г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.А.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Шестаковой ЕЕ к администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Шестакова ЕЕ обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6ДД.ММ.ГГГГ С <данные изъяты>. находилась под попечительством ФИО7 на основании пстановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учёте в администрации городского округа «город Чита» как нуждающаяся в предоставлении жилья, однако, до настоящего времени им не обеспечена. Просила обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, просила обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению для неё жилого помещения.

В судебном заседании истица Шестакова ЕЕ и её представитель Мелкая Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали. Суду пояснили, что при помещении Шестаковой ЕЕ в 2004г. под опеку, постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ней было закреплено жилое помещение, а именно, <адрес> в <адрес>, где проживала её мать. Однако постановлением Главы администрации сельского поселения <адрес>» муниципального района «<адрес>» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным, поскольку закрепление названной квартиры за Шестаковой ЕЕ являлось незаконным. Данная квартира не являлась собственностью её или её матери, кроме того, не отвечает необходимым жилищным и санитарным требованиям. Собственного жилья Шестакова ЕЕ не имеет. В настоящее время она является студенткой <данные изъяты> курса <данные изъяты> <данные изъяты>», в связи с чем проживает в общежитии указанного образовательного учреждения. Вместе с тем, по окончании обучения в июне 2013г. Шестакова ЕЕ должна будет освободить комнату в общежитии, несмотря на отсутствие иного места жительства. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа «город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что право Шестаковой ЕЕ на обеспечение жильем во внеочередном порядке как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не возникло в связи с продолжением обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Ответчики Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в суд своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В предоставленном отзыве представитель Правительства Забайкальского края исковые требования не признал, мотивируя тем, что Шестакова ЕЕ в настоящее время не приобрела право на получение жилого помещения вне очереди в связи с продолжением обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете в администрации городского округа «город Чита», Шестакова ЕЕ подлежит обеспечению жилым помещением по окончании обучения в установленном законом порядке.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края в предоставленном отзыве исковые требования также не признал, мотивируя тем, что истицей не представлено документов, подтверждающих факт признания её в установленном порядке малоимущей, соответственно имеющей право на обеспечение жилым помещением бесплатно за счёт государственного или муниципального жилищного фонда. Кроме того, мотивировал тем, что обязанность предоставления жилого помещения Шестаковой ЕЕ не может быть возложена на Министерство финансов Забайкальского края как на финансовый орган субъекта Российской Федерации, не обладающий полномочиями на предоставление жилья и заключение с гражданами договоров социального найма, поскольку обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции на реализацию переданных им государственных полномочий по предоставлению жилья указанной категории лиц. На 2012г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в Забайкальском крае предусмотрены денежные средства в размере 50638, 8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «город Чита» предусмотрено 12039 500 руб. Просил в удовлетворении иска к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, истица Шестакова ЕЕ относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет, состоит на учете в администрации городского округа «город Чита» как нуждающаяся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, на день рассмотрения дела имеет учетный номер <данные изъяты> (л.д._________).

В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 названного Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.

Предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений вне очереди по договору социального найма предусмотрено также ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Шестаковой ЕЕ, в чью обязанность входит обеспечение её жилым помещением, является администрация городского округа «город Чита».

Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия администрацией городского округа «город Чита» Шестаковой ЕЕ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по договору социального найма после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В ходе разбирательства по делу судом установлено и материалами дела подтверждается, что истица Шестакова ЕЕ с ДД.ММ.ГГГГ является студенткой <данные изъяты> по очной форме обучения по специальности <данные изъяты>» (л.д.________).

На период обучения, срок которого определён с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Шестаковой ЕЕ предоставлена для проживания комната в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д.________).

При таких обстоятельствах суд полагает, что в настоящее время оснований для возложения на администрацию городского округа «город Чита» обязанности предоставить Шестаковой ЕЕ жилье по договору социального найма во внеочередном порядке, а равно и для возложения на Правительство Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края обязанности обеспечить финансирование приобретения для Шестаковой ЕЕ такового жилого помещения, не имеется. В силу указанного выше право требования предоставления жилья вне очереди возникнет у истицы Шестаковой ЕЕ по окончании обучения в Забайкальском аграрном институте <данные изъяты>», то есть после ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Шестаковой ЕЕ в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Журавлева Н.А.