2-339/2012 о понуждении создать рабочие места для инвалидов



Дело № 2-339/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 года г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.,

при секретаре Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Восточно – Сибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РЖДстрой» о признании бездействия незаконным, понуждении создать рабочие места для инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Восточно – Сибирский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.

Прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов и занятости населения в Строительно – монтажном тресте № 15 – филиала ОАО «РЖДстрой». В ходе проверки установлено, что среднесписочная численность работников СМТ № 15 составляет 559 человек, однако рабочие места для инвалидов не созданы при предусмотренной минимальной норме 22 рабочих места. Просит признать незаконным бездействия ответчика, не выполняющего обязанности по созданию, резервированию рабочих мест, обязать создать рабочие места для инвалидов.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖДстрой» в лице филиала Строительно-монтажного треста №15 (далее – СМТ№15), не выполняющего обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов, и обязать его создать или выделить 14 рабочих мест для инвалидов в Строительно-монтажном тресте №15 в границах Забайкальского края и 2 рабочих места - в границах Амурской области. При этом в обоснование требований указал на то, что на 30.11.2011 среднесписочная численность работников СМТ №15 составляет 515 человек, в том числе в Забайкальском крае - 405 человек, в Амурской области - 110 человек. Установленная в Забайкальском крае квота для приема на работу инвалидов в размере 4 % от среднесписочной численности работников по Забайкальскому краю равна 16 чел. В Амурской области квота установлена в размере 2 % от среднесписочной численности и составляет 2 человека (ч.1ст.4 Закона Амурской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области»).

В письменном отзыве представитель ответчика указал на необоснованность заявленных требований, сославшись на то, что основными видами деятельности СМТ № 15 является строительство зданий и сооружений, монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы. В производственном процессе задействованы профессии с вредными условиями труда, работы в строительной отрасли связаны с повышенной опасностью. По мнению представителя ответчика, обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов возложена на организацию – работодателя. СМТ № 15, который является филиалом ОАО «РЖДстрой», поэтому не наделено полномочиями по созданию рабочих мест для инвалидов (л.д.____).

В судебном заседании представитель процессуального истца Шадрина Н.И., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала, просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Терещенкова В.В., действуя по доверенности, в ходе рассмотрения дела исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в иске, просила в иске отказать. При этом просила обратить внимание на то, что работодателем может являться только юридическое лицо, филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из данной нормы следует, что законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.

Согласно ст.2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Материалами дела установлено, что в ходе проведенной Восточно – Сибирской транспортной прокуратурой проверки был установлен факт несоблюдения требований ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», выразившийся в не создании в СМТ № 15 рабочих мест для инвалидов в количестве, определенном действующим законодательством.

Согласно ч. 2. ст. 5, ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидам. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.

В силу ст. 25 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что среднесписочная численность работников СМТ № 15 по состоянию на 30.11.2011 составила 515 человек: в Забайкальской крае – 405 человек, в Амурской области – 110 человек.

Как следует из представленной в материалы дела справки от 14.06.2011, адресованной руководителю государственного управления Центра занятости населения г. Читы, в СМТ №15 трудоустроено два инвалида (л.д.____).

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение закона не предоставил в Центр занятости населения информацию о размере установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для трудоустройства инвалидов. Следовательно, ответчиком не выполняется установленная законом квота для приема на работу граждан из числа инвалидов.

В соответствии со ст. 6 Закона Забайкальского края «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» № 181-ЗЗК от 29.05.2009, организациям и индивидуальным предпринимателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников.

В ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области» указано, что квота от среднесписочной численности установлена в размере 2%.

В силу ст. 24 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Статья ст. 20 Трудового Кодекса РФ определяет, что работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры».

Из материалов дела следует, что СМТ №15 является филиалом ОАО «РЖДстрой» (Устав ОАО «РЖДстрой» л.д.____).

В разделе 5 Положения о СМТ № 15 указано, что руководство деятельностью филиала осуществляет управляющий, назначаемый генеральным директором общества. Также из данного Положения усматривается, что управляющий филиалом уполномочен, в том числе утверждать штатное расписание филиала, принимать на работу, осуществлять перевод, перемещение и увольнение, заключать и расторгать трудовые договоры.

Учитывая изложенное, следует, что руководитель филиала выполняет функции работодателя.

Принимая во внимание изложенное выше, учитывая положения ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также факт трудоустройства в СМТ № 15, находящейся на территории Забайкальского края двух инвалидов, суд находится требования подлежащими частичному удовлетворению.

Суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора о признании бездействия ОАО «РЖДстрой» по невыполнению обязанности по созданию, резервированию рабочих мест для инвалидов незаконным, обязав ответчика создать рабочие места для инвалидов в Строительно – монтажном тресте № 15, расположенном на территории Забайкальского края, в размере 4% к среднесписочной численности работников, в Строительно- монтажном тресте № 15, расположенном на территории Амурской области – 2% к среднесписочной численности работников. Поскольку среднесписочная численность работников указанной организации не является постоянной величиной, требования прокурора об обязании ответчика создать конкретное количество рабочих мест в организации не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя Восточно – Сибирского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОАО «РЖДстрой» по невыполнению обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов.

Обязать ОАО «РДЖстрой» создать рабочие места для инвалидов в Строительно – монтажном тресте № 15, расположенном на территории Забайкальского края, в размере 4% к среднесписочной численности работников, в Строительно- монтажном тресте № 15, расположенном на территории Амурской области – 2% к среднесписочной численности работников.

Взыскать с ОАО «РЖДстрой» в местный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья Лоншакова Т.В.