Дело № 2-2487-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 апреля 2012 года Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Копеистовой О.Н. при секретаре Коевой Ю.С. с участием истца Хегай Н.Н., представителя ответчика Администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хегай ФИО10 кАдминистрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца: мать – ФИО5, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО7 установлена опека. Истец просит суд обязать администрацию городского округа предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование на приобретение жилого помещения. В судебном заседании истец Хегай Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснив обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду представила возражение на исковое заявление, и пояснила следующее. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Органами местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для осуществления для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ. В 2012 году субвенция на обеспечение на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу «Город Чита» не поступала. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Ответчик Правительство Забайкальского края, в судебное заседание своего представителя не направили, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, представили возражение на исковое заявление, указав, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация городского округа «город Чита», организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган и они не могут представлять интересы казны края в судах, кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просили признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, своего представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв на исковое заявление, в котором требования не признали по следующим основаниям. Истцом суду не представлены документы, подтверждающие, что Хегай Н.Н. в настоящее время является малоимущей. Предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления и только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими, а также в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие либо недостаточность финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Просили суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании не возникло спора о том, что истец Хегай Н.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца Хегай Н.Н.: мать – ФИО5, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ(л.д.___). Постановлением главы Администрации Карымского района Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО7 установлена опека, жилая площадь за ней не закреплена, так как родители в Карымском районе жилья не имели(л.д.____). В представленной справке из ЗабГГПУ им.Н.Г.Чернышевского от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Хегай Н.Н. является студентом 4 курса дневного (очного) отделения, филологического факультета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.____). Согласно справки Администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ Хегай Н.Н. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, ее учетный номер во внеочередном списке - 1985(л.д.____). В соответствии с частями 2, 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами. В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разрешение требования о предоставлении жилой площади данным лицам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, обеспечение Хегай Н.Н. жилым помещением является обязанностью администрации городского округа «Город Чита», следовательно, требования истца подлежат удовлетворению по изложенным основаниям. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Хегай ФИО11 удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Хегай ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, заключив с ней договор социального найма. При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу Хегай Натальи Николаевны стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи жалобы в Центральный районный суд г. Читы. Судья О.Н. Копеистова