Дело № 2-2521-12 об обязании предоставить жилое помещение (дети-сироты). Иск удовлетворить



Дело № 2-2521-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 мая 2012 г.

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

при секретаре Кравцовой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Екатерины Александровны - законного представителя лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Фроловой Кристины Огогазаровны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Попечитель несовершеннолетней Фроловой К.О.-Фролова Е.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период своего несовершеннолетнего Фролова К.О. осталась без попечения родителей. Она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, вместе с тем жилой площадью до настоящего времени не обеспечена. На основании изложенного она просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Фроловой К.О. жилое помещение по договору социального найма в черте г. Читы и обязать Правительство Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья Фроловой К.О. жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Каменевой Л.В. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором он указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011 года № 611-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере <данные изъяты>. истец не относится к категории малоимущих лиц, поэтому не имеет права на получение данной меры социальной поддержки. На основании изложенного она просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края, Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила возражения на исковое заявление, в которых указала, что полномочия по обеспечению данной категории лиц жильем преданы органам местного самоуправления, организация бюджета данного органа возлагается на финансовый орган. Поэтому Правительство считает, что не является по делу надлежащим ответчиком, и просит в иске к нему отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края.

В судебном заседании истец Фролова К.О. и ее законный представитель Фролова Е.А. исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные вышеизложенным. Кроме того, они пояснили, что хотя несовершеннолетняя в настоящее время проживает в квартире, принадлежащей попечителю, после достижения совершеннолетия она там проживать не сможет, так как в данное жилое помещение будут вселены иные лица. Поэтому истец и ее законный представитель уточнили требования и просили о предоставлении жилого помещения к моменту совершеннолетия истца, то есть к 8 июня 2012 года. Фролова К.О. пояснила, что учебное заведение она окончила.

Представитель администрации городского округа «Город Чита», Безруких А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указывая, что администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов из бюджета края. Численность детей-сирот в настоящее время более 2000 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилья не представляется возможным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Кроме того, необоснованным является требование о предоставлении истцу жилого помещения в настоящее время, так как истец является несовершеннолетней, проживает с попечителем, и до окончания срока попечительства не имеет права на получение жилого помещения. Просила суд в иске отказать.

Выслушав доводы истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства). А также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма.

Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 Закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Фролова К.О. 7 июня 1994 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, распоряжением главы администрации Центрального района г.Читы над ней было установлено попечительство, Фролова Е.А. назначена попечителем. При этом жилое помещение за ней не закреплялось (л.д.________).

Иного жилья в собственности она не имеет (л.д._____).

Согласно справке жилищного отдела управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Фролова К.О. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 30 августа 2010 г., ее учетный номер 1828 (л.д.________).

То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Суд отвергает доводы представителей ответчиков о том, что истец для получения жилого помещения должна быть признана малоимущей. Действующее законодательство такого требования не устанавливает.

Суд также отвергает доводы стороны ответчика о том, что истец не имеет права требовать предоставления ей жилья до прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия. По мнению суда, такой довод не основан на законе. Так, как федеральный закон, так и закон Забайкальского края моментом возникновения права на предоставления жилья называет окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В данном случае пребывания истца в образовательном учреждении закончено. Она имеет право на выбор места жительства. Поэтому суд считает необходимым удовлетворить ее исковые требования. С учетом того, что сторона истца просит о предоставлении жилого помещения к моменту наступления совершеннолетия- 8 июня 2012 года, суд считает возможным удовлетворить требования именно таким образом.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фроловой Екатерины Александровне в интересах Фроловой Кристины Огоназаровны удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Фроловой Кристине Огоназаровне благоустроенное жилое помещение в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам к 8 июня 2012 года.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Фроловой Кристине Огоназаровне за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 мая 2012 года.

Судья Н.В. Ануфриева