«15» мая 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Лядовой М.Г. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, понуждении к финансированию, УСТАНОВИЛ: Лядова М.Г. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Железнодорожного административного района г. Читы № от 13.07.2005г. над ней была установлена опека, опекуном назначен ФИО2 Проживала она по месту жительства опекуна в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> Лядова М.Г. с 03.04.2007г. состоит на учете в администрации городского округа «Город Чита» в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако жильем до настоящего времени не обеспечена. 04.04.2008г. она вступила в брак с ФИО3, в настоящее время по вышеуказанному адресу вместе с истцом зарегистрированы и проживают супруг и несовершеннолетняя дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, площадь занимаемой комнаты 14 кв.м. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение площадью, не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме произвести финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на приобретение для нее жилого помещения, а также обратить решение к немедленному исполнению. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Гудковой Н.Г., действующей на основании доверенности в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 2012 год законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей. Администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12073900 руб. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается именно на органы местного самоуправления. Лядова М.Г. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством в порядке очередности. Просила суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011г. № 611-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 12073,9 тыс. руб. Кроме того, Правительство не является финансовым органом субъекта и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков. В судебном заседании истец Лядова М.Г. заявленные требования уточнила, просила суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв.м., суду пояснила, аналогичное изложенному в иске. В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края №304-ЗЗК от 18.12.2009г. органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек, предусмотренных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просила суд в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив изложенные доводы ответчиков, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Лядова (добрачная фамилия Александрова) М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 была объявлена в розыск, <данные изъяты>. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением Главы администрации Железнодорожного административного района г. Читы от 13 июля 2005 года № над несовершеннолетней Александровой М.Г. было установлено попечительство, попечителем назначен ФИО2, при этом жилое помещение за несовершеннолетней закреплено не было в связи с его отсутствием. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» от 11.03.2012г. Лядова М.Г. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 03.04.2007г., ее учетный норме №. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки Лядовой М.Г. на учет в качестве нуждающейся. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в данной норме ЖК юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Лядовой М.Г., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, с момента прекращения попечительства, то есть по достижению совершеннолетия. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Однако, принимая во внимание, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложенная законом на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняется в недостаточном объеме, суд считает необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по своевременному и в полном объеме финансированию расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление истцу жилого помещения. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. В силу положений ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вместе с тем, в данном случае оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лядовой М.Г. удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Лядовой М.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита, общей площадью не менее 25 кв. м., отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края осуществить своевременно и в полном объеме финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Лядовой М.Г. жилого помещения. В удовлетворении остальной части иска Лядовой М.Г. отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков