«14» мая 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Рюмкина М.Ю. к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Рюмкина М.Ю. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 21 июля 2011 года исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Рюмкина М.Ю. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Рюмкину М.Ю. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не предоставлено. Жилищные права Рюмкина М.Ю. продолжают нарушаться. Просит суд взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Рюмкина М.Ю. денежные средства в размере 1150000 рублей на приобретение жилого помещения. В судебное заседание истец Рюмкин М.Ю. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, от представителя Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011. № 611-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 12073,9 тыс. руб. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении требований к Правительству Забайкальского края отказать. Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита». Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика Правительства Забайкальского края, третьего лица администрации городского округа «Город Чита». В судебном заседании помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыков А.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, аналогичное изложенному в иске. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью органов местного самоуправление. Дополнительные гарантии прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009г. утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, жилой площадью», согласно данному порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год на указанные цели. На 2012 год законом Забайкальского края от 23.12.2011г. №611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей. Администрации городского округа «Город Чита» из средств краевого бюджета перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12073 900 руб. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре и не имеет права требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья, как в муниципальную собственность, так и в личную. Кроме того, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда администрацией городского округа «Город Чита», таких как акт судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа, постановление об окончании исполнительного производства. Ссылаясь на постановление Мэра города Читы от 11.02.2011г. № 22, приказ Минрегиона РФ от 09.12.2011г. № 562, полагала, что рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения завышена. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта. Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона). В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 21 июля 2011 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Рюмкину М.Ю. благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте города Читы Забайкальского края, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям, заключив с ним договор социального найма, Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края предложено профинансировать приобретение жилого помещения для Рюмкина М.Ю. Решение суда вступило в законную силу, на основании исполнительного листа, выданного судом по указанному решению, Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю 14.09.2011г. было возбуждено исполнительное производство. Вместе с тем, до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Рюмкину М.Ю. не предоставлено, доказательств обратного суду не представлено. В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истцу жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края суду не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Рюмкину М.Ю. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Рюмкина М.Ю. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения. Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание представленную прокурором справку ООО «МП Правовед», согласно которой средняя рыночная стоимость 1 кв.м. благоустроенной квартиры, площадью не менее 25 кв.м. в черте г. Читы на вторичном рынке недвижимости г. Читы по состоянию на 05.03.2012г. составляет 46000 руб. Данная справка отражает реальные цены на рынке недвижимости. Следовательно, в пользу Рюмкина М.Ю. подлежит взысканию сумма для приобретения жилья в размере 1150 000 (25х46000) руб. Представленная Министерством финансов Забайкальского края справка ООО «Судебно-экспертное агентство» от 10.05.2012г. о средней рыночной стоимости 1 кв.м. благоустроенного жилого помещения принята во внимание быть не может, поскольку документов, свидетельствующих о праве данной организации на осуществление оценочной деятельности, суду не представлено. Довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жилья должен производиться из расчета 27350 рублей за один кв. метр, суд находит несостоятельным, а ссылки на постановление Мэра города Читы от 11.02.2011г. № 22 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необоснованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств городского бюджета. Ссылки представителя Министерства финансов Забайкальского края на приказ Минрегиона РФ от 09.12.2011г. № 562, утверждающий норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года, суд находит безосновательными, поскольку данный приказ принят в соответствии с пунктом 5.2.6 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, который в свою очередь предусматривает полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации по принятию актов об определении стоимости 1 кв. метра жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд. В данном же случае денежные средства взыскиваются в пользу физического лица в целях обеспечения лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, ввиду чего указанный приказ Минрегиона применим быть не может. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Рюмкина М.Ю. удовлетворить. Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 21 июля 2011 года по делу № 2-4894-11 взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Рюмкина М.Ю. денежные средства в размере 1150 000 рублей для приобретения жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков