2-1931/2012 об обязании убрать свалку



Дело № 2-1923/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2012 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре судебного заседания Дугаржаповой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о понуждении к организации мероприятий по сбору, и вывозу мусора и бытовых отходов с подведомственной территории,

установил:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исками, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки санитарного состояния территории городского округа «Город Чита» выявлены нарушения природоохранного законодательства, именно на следующих территориях г. Читы находятся несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

- на земельном участке, расположенном в 10 метрах на северо-восток от дома №24 а по ул.Лазо (размер свалки 4х8 м.);

- на земельном участке, расположенном в 20 метрах на юг от дома №15 а по ул.1-ая Шубзаводская (размер свалки 5х5 м.);

- на земельном участке, расположенном в 5 метрах на восток от дома №6 по ул. 1-ая Шубзаводская (размер свалки 10х20 м.);

на земельном участке, расположенном в 5 метрах на запад от дома №6 по ул.Шевченко (размер свалки 4х5 м.);

- на земельном участке, расположенном в 20 метрах на север от дома №20 по ул.Бекетова (размер свалки 20х30 м.);

- на земельном участке, расположенном в 30 метрах на север от дома №25по ул.Лазо (размер свалки 15х10 м.).

Полагая, что обязанность по сбору и утилизации бытовых и промышленных отходов в границах территории городского округа «Город Чита» в соответствии с законодательством лежит на органах местного самоуправления, а непринятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просил обязать ответчика организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с места несанкционированной свалки в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Определением суда от 14.03.2012 гражданские дела по данным искам были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением суда от 14.03.2012 по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита».

В судебном заседании представитель истца Гомбоев Б.А. на исковых требованиях настаивал, полагал заявленные требования законными и обоснованными, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Конюкова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. Согласно ст. 8 Положения об администрации Ингодинского района, утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» 13 октября 2011 года, администрация Ингодинского района обязана осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на территории района. Поэтому администрация городского округа «Город Чита» не является надлежащим ответчиком. Кроме того, она указала, что в иске не указаны конкретные мероприятия, которые должна осуществить администрация ГО «Город Чита» для ликвидации несанкционированных свалок. Ответчик ссылалась на п.п.3.4, 3.1 Правил благоустройства территории ГО «Город Чита», в соответствии с которыми физические и юридические лица обязаны обеспечивать уборку территории, принадлежащей им на праве собственности либо на основании договора аренды.

Представитель ответчика администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Гильванов Б.Н. иск не признал, полагал, что ответственность по уборке придомовых территорий должна лежать на гражданах, проживающих в указанных жилых домах.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, на указанных земельных участках действительно расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Факт наличия несанкционированных свалок на указанных участках подтверждается актами осмотров с приложенными схемами, составленными прокурором Гомбоевым Б.А., фототаблицами.

Ответчики факт наличия несанкционированных свалок на данных земельных участках не оспаривали. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 24 п. 1 ст. 16).

Также в силу пп. 26 п. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением городской Думы 9 декабря 2011 года, к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 37, 38 Устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм.

В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Как следует из пункта 3.1 Правил, уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа.

В соответствии со ст. 2 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа на территории Ингодинского района. В соответствии со ст. 8 данного Положения, администрация Ингодинского района имеет право осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа.

Из анализа данных норм вытекает, что администрация городского округа «Город Чита», администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» являются надлежащими ответчиками по иску.

Кроме того, суд отвергает доводы стороны ответчика о том, что несанкционированные свалки на данных территориях должны ликвидировать иные лица, которым эти территории принадлежат на праве собственности либо аренды.

Вместе с тем ответчиками не представлено доказательств того, что указанные в иске земельные участки закреплены за какими-либо юридическими или физическими лицами на одном из вышеназванных прав.

Таким образом, данные территории относятся к территории городского округа «Город Чита», организацию вывоза бытовых отходов на указанных территориях должны осуществлять именно ответчики.

Таким образом, установленный факт наличия несанкционированных свалок бытовых отходов на указанных территориях городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки.

Доводы о том, что в иске не указаны конкретные мероприятия, подлежащие выполнению, суд также отвергает, так как ответчик в данном случае должен сам определить конкретные меры к исполнению судебного решение, суд в данном случае возлагает обязанность на ответчика организовать данные мероприятия, не вмешиваясь в организацию ответчиком своей деятельности как органа местного самоуправления.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу организовать мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов, расположенных:

- на земельном участке, расположенном в 10 метрах на северо-восток от дома №24 а по ул.Лазо;

- на земельном участке, расположенном в 20 метрах на юг от дома №15 а по ул.1-ая Шубзаводская;

- на земельном участке, расположенном в 5 метрах на восток от дома №6 по ул. 1-ая Шубзаводская;

- на земельном участке, расположенном в 5 метрах на запад от дома №6 по ул.Шевченко;

- на земельном участке, расположенном в 20 метрах на север от дома №20 по ул.Бекетова;

- на земельном участке, расположенном в 30 метрах на север от дома №25по ул.Лазо.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья Лоншакова Т.В.