Решение по делу № 2-213-12 о признании решения незаконным



Дело № 2-213-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

При секретаре Страмиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Забайкальского края о признании незаконным решения №75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 о предоставлении русла реки Чита вблизи пос.Угдан в пользование ООО «Гермес» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением берегов водных объектов,

У с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. 07.02.2011 Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края вынесено решение № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 (далее по тексту – решение) о предоставлении Обществу с Ограниченной Ответственностью «Гермес» участка реки Чита в пользование для производства дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта (код и наименование водохозяйственного участка – 20.03.01.001 Ингода от истока до гор.Читы).

В соответствии с решением Министерства площадь используемой акватории составляет 8900 кубических метров, объем извлекаемого грунта составляет 187,388 тысяч кубических метров.

Считает, что данный правовой акт незаконен и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 ВК РФ к негативному воздействию вод отнесено затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Во исполнение части 8 статьи 26 ВК РФ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации принят приказ № 337 от 31.08.2010, которым утверждены методические указания (далее по тексту – методические указания) по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 методических указаний они предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия в области водных отношений и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Таким образом, методические указания определяют порядок по выработки и реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, который обязателен для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 методических указаний состав мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, формируется в соответствии с Примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 № 61, и исходя из конкретных условий.

Согласно указанного перечня мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, обеспечиваются в том числе путем увеличения пропускной способности русел рек, их расчисткой, дноуглублением и спрямлением, расчисткой водоемов и водотоков, включая проектные работы.

Согласно пункту 5 методических указаний органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные полномочия, необходимо:

- выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты и/или их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации;

- определить площади территорий, подверженных затоплению для паводков 5%, 10%, 25% обеспеченности, с определением количества населения, проживающего на этих территориях, объектов экономики и культуры с определением материального ущерба в случае их затопления и подтопления;

- принять решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу объектов, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения, совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций;

- провести анализ причин и сроков возможного возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, объекты хозяйственной и иной деятельности, включая возникновение затопления, подтопления, образование ледовых заторов и зажоров на водных объектах;

- разработать перечень мероприятий, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия вод, а также ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;

- согласовать значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение в Росводресурсы для получения бюджетного финансирования в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629.

В соответствии с п.17 Методических указаний при включении в перечень мероприятий работ, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации разрабатывается техническое задание на выполнение изыскательских работ и разработку проектной документации.

Кроме того, Пунктом 6 методических указаний предусмотрено, что до утверждения в установленном порядке Схем комплексного использования водных объектов, мероприятия, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта РФ, рассматриваются Росводресурсами на основании предложений субъектов РФ, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение указанных пунктов Методических указаний мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод на участке реки Чита, где проводятся ООО «Гермес» работы по углублению дна реки, не выработано в установленном порядке.

Так, в части указанного участка водного объекта, где ООО «Гермес» производятся работы, не определены площади территорий, подверженных затоплению для паводков 5%, 10%, 25% обеспеченности, с определением количества населения, проживающего на этой территории, объектов экономики и культуры с определением материального ущерба в случае их затопления и подтопления; не принималось решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу объектов, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения, совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций; не проводился анализ причин и сроков возможного возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, в частности дачного кооператива, объекты хозяйственной и иной деятельности, включая возникновение затопления, подтопления. Также указанное мероприятие по предотвращению негативного воздействия вод до утверждения Схем комплексного использования водных объектов, не рассматривались Росводресурсом на основании предложений Забайкальского края, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов.

Учитывая, что мероприятие по предотвращению негативного воздействия вод на участке реки Чита, где проводятся работы ООО «Гермес» по углублению дна реки, не выработано в установленном законом порядке, на него Министерством не могло быть выдано решение о предоставлении водного объекта для выполнения указанного мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод. В этой связи, решение о предоставлении водного объекта в пользование № ООО «Гермес» незаконно.

Также решение о предоставлении водного объекта, выданное Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края ООО «Гермес», незаконно по следующим основаниям.

В соответствии со ст.11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.

Статьей 22 ВК РФ установлено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать следующие условия: цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов).

Согласно ст.23 ВК РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 30.12.2006 №844 утверждены правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 23 Правил типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого исполнительным органом или органом местного самоуправления, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 56 от 14.03.07 утверждена типовая форма решения (далее по тексту – типовая форма) о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого органом исполнительной власти субъекта федерации.

В соответствии с подразделом 2.3 типовой формы в решении о предоставлении водного объекта в пользование указываются условия использования водного объекта, устанавливаемые в соответствии с целями водопользования, изложенными в подразделах 2.1 раздела 2 настоящей формы - согласно приложениям 1-10 к настоящей форме.

В приложении № 6 к типовой форме о предоставлении водного объекта для проведения дноуглубительных работ и других работ, связанных изменением дна и берегов водных объектов, в пункте 8 подраздела 2.3. указано, что проведение указанных в пункте 7 подраздела 2.3 приложения №6 к типовой форме работ должны характеризоваться определенными параметрами, что при изложении параметров в решении приводится площадь акватории, в пределах которой проводятся дноуглубительные работы, сроки проведения работ в течение года, объемы извлекаемых материалов, а также установленные места и методы складирования извлекаемых грунтов, донных отложений и др.).

В соответствии с пунктом 9 подраздела 2.3. приложения №6 к типовой форме складирование извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ должно осуществляться в местах, местоположение которых согласовано с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

Из чего следует, что установление места и методов складирования извлекаемых грунтов, донных отложений, а также согласование места складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ являются необходимым и неотъемлемым условием решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что место складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ ООО «Гермес» с отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Забайкальскому краю не согласовано, в решении содержится лишь ссылка на то, что складирование грунта осуществляется в соответствии с проектом за пределами прибрежной полосы. В разделе №4 книги №1 рабочего проекта для ООО «Гермес»: «Расчистка и углубление русла реки Чита в с.Угдан Читинского района Забайкальского края» (далее по тексту – проект) указано, что под защитой перемычек разрабатываются и вывозятся отложения наносов, при этом грунт ниже уровня воды при устройстве проектного русла разрабатывается экскаватором с укладкой в отвал; отложения выше уровня льда и перемычки разрабатываются в зимнее время, при этом предварительно производится рыхление мерзлого грунта бульдозером-рыхлителем; разработанный грунт сгребается в бурты и затем вывозится. Иных сведений о месте складирования извлекаемых грунтов и донных отложений в проекте не содержится. Места складирования фактически не определены.

Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 11, 22, 23 ВК РФ в решении о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Гермес» не указаны следующие необходимые условия использования водного объекта: места и методы складирования извлекаемых грунтов, донных отложений, а также информация об осуществлении складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ в местах, местоположение которых согласовано с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (при отсутствии согласования).

На основании изложенного считает, вышеназванное решение Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края о предоставление водного объекта в пользование ООО «ГЕРМЕС» выдано без указания вышеназванных условий, что влечет его незаконность.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Отсутствие в решении сведений о способах и месте складировании извлекаемых грунтов и донных отложений может способствовать размещению извлекаемых грунтов и донных отложений в неустановленных местах (в частности в водоохранной зоне, иных местах) и как следствие засорению реки Чита (как объекта окружающей природной среды), иных мест (объектов окружающей среды), где могут быть складированы извлекаемые грунты и донные отложения, создать угрозу причинения нового вреда окружающей природной среде.

Также отсутствие указанных условий в решении способствует исключению либо существенному затруднению возможности достоверной проверки соблюдения такого существенного условия решения, как допустимые объемы извлекаемых грунтов и донных отложений, что в свою очередь также создает опасность для сохранения реки Чита, как объекта окружающей среды.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

Несоблюдение вышеназванных условий в нарушение ст. 3 ВК РФ, в которой закреплен приоритет охраны водных объектов, перед их использованием, и в соответствии с которой использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, нарушает право Российской Федерации как собственника водных объектов, в данном случае реки Чита.

Таким образом, нарушение Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края вышеназванных норм федерального законодательства при предоставлении водного объекта в пользование влечет за собой нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в данном случае населения, проживающего на территории городского округа «Город Чита», а также прав Российской Федерации как собственника водного объекта. Просит признать незаконным решения №75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 о предоставлении русла реки Чита вблизи пос.Угдан в пользование ООО «Гермес» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением берегов водных объектов.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил в части оснований для признания данного решения незаконным(л.д.______), поддержав заявленные требования по изложенным основаниям.

Представители ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края - Павленко П.В., Турушев Н.П., Слепцов В.И., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что ссылка прокурора на Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 № 337, неправомерна, так как подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляются в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке подготовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и полномочие по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края - это отдельные полномочия, определенные ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, реализация которых предполагает различные мероприятия.

Согласно разъяснениям, данными Федеральным агентством водных ресурсов (письмо от 23 ноября 2011 № ВН-02-25/5587 «О порядке предоставления водных объектов в пользование»), Методические указания, применяются лишь при реализации органом государственной власти полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края в случае выполнения подрядными организациями работ за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций.

При реализации указанного полномочия, работы могут проводиться как юридическими и физическими лицами (за счет средств внебюджетных источников), так и подрядной организацией (в случаях, если мероприятия выполняются за счет финансирования из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций). Только в этом случае выбор подрядной организации осуществляется путем проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При выдаче Решения Министерство осуществляло переданное Российской Федерацией полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенные на территории края, в пользование в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке подготовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Правилами не предусмотрено представление в качестве приложения к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, каких – либо документов, свидетельствующих о заключении договора подряда, проведение мероприятий, предусмотренных пунктами 5,6,18,21,22 вышеназванных Методических рекомендаций и пунктом 18 Порядка создания и деятельности бассейновых советов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 727, на которые ссылается прокурор. Кроме того, согласно пункту 18 Правил не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами.

Водное законодательство Российской Федерации не содержит оснований для отказа юридическим, физическим лицам в предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (за счет собственных средств), в связи с наличием у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

Считают, что нельзя согласиться с доводами прокурора, что место проведения работ ООО «Гермес» с указанием географических координат участка Р.Чита, акватория, а также граница предоставляемого участка водного объекта в Решении не указаны. Между тем в Решении в соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса РФ и типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 марта 2007 года № 56 (с изменениями от 26 июня 2009г.) определено положение створов, отграничивающих предоставленный в пользование участок, с приведением географических координат. В приложении к Решению имеются материалы в графической форме и пояснительная записка к ним, которые содержат копию генплана осуществляемых мероприятий на топографическом плане участка реки Чита на текущий момент. Сведения, представленные в Решении, в копии генплана и в письме ГУ «Читинский ЦГМС-Р» от 23 сентября 2011 года № 20/5-758, содержат достаточную информацию о месте проведения работ. Так же в Решении указана информация о площади акватории (89000 м2), в пределах которой проводятся дноуглубительные работы (подпункт 8 пункта 2.3 Решения).

Также считает несостоятельными доводы прокурора, что ООО «Гермес» не представлены документы, подтверждающие наличие у него контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте. Однако подпунктом «ж» пункта 10 Правил требуются лишь сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте. Ввиду того, что ООО «Гермес» не имеет лицензии на проведение регулярных наблюдений за водным объектом, им заключен договор с лабораторией, прошедшей аттестацию и аккредитацию, и соответственно имеющую необходимую контрольно-измерительную аппаратуру. Данный документ имеется в составе обосновывающих материалов приложенных к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование. Таким образом, требование предусмотренное пунктом «ж» пункта 10 Правил заявителем было выполнено.

Ссылка прокурора на отсутствие согласования с Отделом водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю (территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов) мест складирования извлекаемых материалов и донных отложений, при производстве дноуглубительных работ не обоснованна, поскольку как следует из разъяснений, данных в письме Федерального агентства водных ресурсов «О согласовании мест извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ» от 20 июля 2007года 2011 года № ВН-02-25/3401, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на Федеральное агентство водных ресурсов не возложена функция по согласованию места складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных работ.

Пунктом 9 приложения 6 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, утвержденной приказом МПР России от 14 марта 2007 года № 56, установлено, что местоположение мест осуществления складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ согласовывается с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, при этом не устанавливаются границы зоны предполагаемой к согласованию. Перечень документов, представляемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, установленный Правилами, не содержит требования о предоставлении отдельного согласования местоположения мест осуществления складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения по предоставлению прав пользования водными объектами, не определяют процедуру согласования. Территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов осуществляют данное согласование в процессе рассмотрения материалов, представленных заявителем, и осуществляют его в форме, установленной нормативными правовыми актами по организации документооборота и делопроизводства.

Таким образом, согласование было осуществлено Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Забайкальскому краю в процессе рассмотрения материалов, представленных для регистрации Решения в государственном водном реестре.

В соответствии с Положением о создании и деятельности бассейновых советов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 727, разработка рекомендаций по формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов входит в сферу деятельности бассейновых советов. Бассейновый совет Амурского бассейнового округа, созданный приказом Федерального агентства водных ресурсов от 30 апреля 2009 года № 91 «О создании бассейнового совета Амурского бассейнового округа», провел за время своего существования 4 заседания. Вопрос разработки рекомендаций по формированию перечня водохозяйственных мероприятий на этих заседаниях не рассматривался. Поэтому при отсутствии разработанных рекомендаций нельзя требовать их применения.

Мероприятие по расчистке русла реки Чита не предлагалось Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края к реализации за счет средств федерального бюджета и осуществляется без привлечения средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 18 Методических указаний заключение Амурского БВУ, подготовленное с учетом заключения Бассейнового совета Амурского бассейнового округа не требуется.

В соответствии с Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными приказом МПР России от 22 августа 2007г. № 216, проверку документов для регистрации Решения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов. В связи с этим Министерством в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю было направлено рассматриваемое Решение (с приложением обосновывающих материалов).

Согласно пунктам 5,9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, в случае установления несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации органом регистрации должен оформляться мотивированный отказ в государственной регистрации. В данном случае на представленное Министерством в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю Решение было получено положительное заключение о его соответствии требованиям законодательства. Решение было зарегистрировано в государственном водном реестре с присвоением регистрационного номера: № 75-20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00150/00. считают, что Решение о предоставлении водного объекта в пользование 07 февраля 2011 года № 75-20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00150/00 подготовлено и принято в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» и полагают заявленные требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора не основаны на действующем законодательстве и не подлежат удовлетворению, представив письменные возражения (л.д._____).

Представитель третьего лица ООО «Гермес» полагал требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица - Амурского бассейнового водного управления – Богомолов С.В., действующий на основании доверенности, также не согласился с доводами прокурора, просил в удовлетворении требований прокурору отказать, пояснив, что 07 февраля 2011 года на основании заявления Министерства природных ресурсов Забайкальского края и приложенных к нему копий документов отделом водных ресурсов по Забайкальскому краю Амурского БВУ зарегистрировано в государственном водном реестре за номером 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее Общество) части реки Чита в пользование для производства дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта (далее Решение). В соответствии с материалами, приложенными к заявлению Министерства природных ресурсов Забайкальского края, часть реки Чита предоставлен Обществу в пользование для осуществления «Расчистки и углубления русла реки Чита в селе Угдан Читинского района Забайкальского края», расчистка русла р. Читы. Целью расчистки является увеличение пропускной способности русла реки.

Границы предоставленной Обществу в пользование части водотока (река, как водоток, является поверхностн6ым водным объектом) обозначены, способом принятым в гидрологии, водном хозяйстве на водном транспорте и в других видах хозяйственной деятельности, связанных с использованием рек. Этот способ заключается в обозначении положения створов ограничивающих часть реки расстоянием от устья. В соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 марта 2007г. №56 (с изменениями от 26 июня 2009 г.), в решении № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 положение створов, отграничивающих предоставленный в пользование участок, указано с приведением географических координат. В соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 19.06.2007 № 102-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 27.12.2009 №365-ФЗ) к решению № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 приложены материалы в графической форме и пояснительная записка к ним. Материалы в графической форме содержат копию генплана осуществляемых мероприятий на топографическом плане участка реки Чита на текущий момент. Копия генплана содержит достаточно информации о месте проведения работ. Такой информации достаточно для установления возможности предоставления водного объекта в пользование без нарушения прав других водопользователей.

В иске прокурора содержится требование в качестве необходимого условия водопользования по выданному решению указать границы водного объекта описанием положения береговых линий водотока, установленных в соответствии с ч.4 ст.4 Водного кодекса, со всеми его изгибами и поворотами географическими координатами. Кроме ссылки на пункт 7 подраздела 2.3. приложения № 6 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, который содержит только общее требование, никакие другие нормативно правовые акты в качестве доказательства не представлены. Вместе с тем Водный кодекс не содержит требований об установлении границ водных объектов на местности и на планах. В водном законодательстве отсутствуют нормативно правовые акты, регламентирующие порядок установления границ водного объекта.

Амурское БВУ считает иск прокурора в части необходимости указания в условиях водопользования решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Гермес» участка реки Чита в пользование для производства дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта, № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 описания береговой линии (границы водного объекта) установленной в соответствии с ч.4 ст.4 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ.

В иске прокурора содержится требование необходимости и обязательности рекомендаций бассейнового совета Амурского бассейнового округа при формировании любого мероприятия, направленного на предотвращение всех видов негативного воздействия на водные объекты. Амурское БВУ не поддерживает это требование. Порядком создания и деятельности бассейновых советов, утверждённым Постановлением правительства РФ от 30.11.2006 г. № 727 не предусмотрено рассмотрение бассейновыми советами всех мероприятий. С сентября 2009 года по настоящее время были проведены четыре плановых заседания бассейнового совета. Разработка рекомендаций по формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов в повестки дня не включались. Водный кодекс и Порядок создания и деятельности бассейновых советов не содержат требований об обязательности применения рекомендаций.

В соответствии со статьёй 8 Водного кодекса река Чита находится в федеральной собственности. Река Чита полностью расположена на территории Забайкальского края. Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 26 ВК РФ, выполнение расчистки русла реки Чита с целью увеличения пропускной способности русла реки и, соответственно, предотвращения негативного воздействия вод, относится к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Приказом Минприроды России от 31 августа 2010г. №337 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее Методические указания). Методических указания, в соответствии с пунктом 3, предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия в области водных отношений, и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

По мнению прокурора, осуществляемая ООО «Гермес» расчистка русла р. Читы, должна быть рассмотрена. Такое мнение мотивируется смыслом пункта 6 Методических указаний. При этом игнорируется содержание пунктов 18, 19 и 20 Методических указаний, которое прямым образом, а не по смыслу, указывает на то, что Росводресурсамии его территориальными органами и бассейновыми советами рассматриваются только те мероприятия, которые будут осуществляться с привлечением средств федерального бюджета.

Выслушав мнение сторон, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 07.02.2011 Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края вынесено решение № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 о предоставлении Обществу с Ограниченной Ответственностью «Гермес» участка реки Чита в пользование для производства дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта (код и наименование водохозяйственного участка – 20.03.01.001 Ингода от истока до гор.Читы), площадь используемой акватории составляет 8900 кубических метров, объем извлекаемого грунта составляет 187,388 тысяч кубических метров(л.д._____).

14 июня 2011г. Читинским природоохранным межрайонным прокурором Шороховым А.А. составлен акт осмотра(л.д.______), которым установлено, что работы по извлечению грунтовых и донных отложений производятся с использованием экскаватора, который стоит непосредственно на берегу реки, извлеченный грунт пересыпается в подъезжающие автомашины. Место складирования не определено, в решении имеется ссылка, что место складирования извлекаемого грунта находится за пределами прибрежной полосы согласно проекта. Проект для ознакомления не представлен. Фактически место, куда вывозятся извлекаемые донные отложения, не установлено, что исключает возможность проверки выполнения условий решения о возможных объемах извлекаемых грунтов и донных отложений, местах и способах складирования.

С 27 июня по 19 июля 20011г. государственной экологической инспекцией Забайкальского края проведена проверка ООО «Гермес» с целью проверки фактов, изложенных в обращении граждан, свидетельствующих о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде по факту несоблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны водных объектов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ООО «Гермес» при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта – участка р.Чита, расположенного в Читинском районе, в с.Угдан. По результатам данной проверки государственный инспектор пришел к выводу о том, что ООО «Гермес» при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта(р.Чита) осуществляется с нарушением требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, водного законодательства, т.е. не выполняются условия водопользования, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование №75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 от 07.02.2011г. В данных действиях ООО «Гермес» государственный инспектор усмотрел признаки административного правонарушения по ст.7.6 КоАП РФ, а именно: пользование водным объектом с нарушением установленных условий, что отражено в акте №11-445 от 19 июля 2011г.(л.д.______).

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники природных ресурсов (в том числе и водных) владеют, пользуются и распоряжаются ими свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, в совместном ведении находятся земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, а также природоохранное законодательство.

В соответствии со ст.26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:

1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;

2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

ч.3 ст.26 ВК РФ предусматривает предоставление средств на осуществление передаваемых полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, мер по предотвращению негативного воздействия водных объектов, а также мероприятия по предоставлению водных объектов в пользование на основании договоров водопользования в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Часть 4 статьи 26 ВК РФ устанавливает, что общий объем субвенций из федерального бюджета предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий определяется по методике, утвержденной Правительством РФ, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту РФ, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии водных объектов в границах поселения.

Названная методика утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 636 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно части 5 статьи 26 ВК РФ порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, утверждается Правительством РФ.

Согласно Правилам расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, утвержденным Правительством РФ, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий.

Органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Росводресурсами целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Минприроды РФ.

Перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 № 337, неприменимы в данной ситуации, и необоснованна на них ссылка прокурора, так как подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (ИП, юридическое лицо, физическим лицам) осуществляются в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке подготовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», которое устанавливает порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части (далее - водный объект) в пользование (далее - решение), если они производят работы за свой счет.

В п.2. Постановления указывается, что в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

а) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) сброса сточных и (или) дренажных вод;

в) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192)

г) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192)

д) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192)

е) разведки и добычи полезных ископаемых;

ж) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

з) подъема затонувших судов;

и) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

к) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

л) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре(п.7 Правил).

На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил по месту расположения водного объекта(п.8 Правил).

В качестве специалиста в судебном заседании была допрошена ФИО7 – начальник отдела по надзору за водными и земельными ресурсами Росприроднадзора, имеющая стаж работы по специальности с 23 года, которая пояснила, что в соответствии с Положением об Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю, утвержденным приказом Росприроднадзора от 24.06.2011 № 433, Управление осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Мероприятия по контролю осуществляются в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, утвержден­ный Приказом Минприроды РФ от 31 октября 2008 г. № 290.

Проверка Минприроды Забайкальского края была проведена Управлением в ян­варе-феврале 2012г. на основании требования Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры от 22.12.201 1 года № 07-ЗЗв-2011. Задачами проверки – это соблюдение требований действующего законодательства при выдаче Решений о предоставлении водных объектов в пользование для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов в период с 2010 г. по 2011 г.

Решение от 07.02.2011 № 75-20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00150/00, выдан­ное Министерством ООО «Гермес» входило как объект проверки.

Нарушений и недостатков при выдаче решения от 07.02.2011 № 75- 20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00150/00 со стороны Министерства не выявлено.

Министерством при выдаче Решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Гермес» не применялись Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 31.08.2010 г. №337, т.к. дноуглубительные работы проводились за счет собственных средств ООО «Гермес».

Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края осуществляет предоставление в пользование водных объектов на основании Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что процедура по согласованию мест складирования извлекаемых материалов и донных отложений при расчистке русла реки осуществляется при регистрации Решений о предоставлении водного объекта в пользование в Государственном водном реестре, отдельно данная процедура не осуществляется.

Нормативно-правовыми актами на Росводресурсы не возложена функция по согласованию мест складирования извлекаемых материалов и донных отложений, в связи с этим выдача отдельного документа не предусмотрена.

Для проведения контрольно-надзорных мероприятий достаточно указание в Решениях координат верхней и нижней границ части водного объекта при условии наличия картографических материалов, прилагаемых к нему.

Росприроднадзор и Амурское бассейновое водное управление пришли к единому мнению, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.

Суд полагает возможным согласиться с выводами надзорных организаций по следующим основаниям.

Границы предоставленной Обществу в пользование части водотока (река, как водоток, является поверхностн6ым водным объектом) обозначены, способом, принятым в гидрологии, водном хозяйстве на водном транспорте и в других видах хозяйственной деятельности, связанных с использованием рек. Этот способ заключается в обозначении положения створов ограничивающих часть реки расстоянием от устья. В соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 марта 2007г. №56 (с изменениями от 26 июня 2009 г.), в решении № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 положение створов, отграничивающих предоставленный в пользование участок, указано с приведением географических координат. В соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 19.06.2007 № 102-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 27.12.2009 №365-ФЗ) к решению № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 приложены материалы в графической форме и пояснительная записка к ним. Материалы в графической форме содержат копию генплана осуществляемых мероприятий на топографическом плане участка реки Чита на текущий момент. Копия генплана содержит достаточно информации о месте проведения работ. Такой информации достаточно для установления возможности предоставления водного объекта в пользование без нарушения прав других водопользователей.

Не состоятельны доводы прокурора, что в решении необходимо указать границы водного объекта описанием положения береговых линий водотока, установленных в соответствии с ч.4 ст.4 Водного кодекса, со всеми его изгибами и поворотами географическими координатами, т.к. кроме ссылки на пункт 7 подраздела 2.3. приложения № 6 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, который содержит только общее требование, никакие другие нормативно правовые акты в качестве доказательства не представлены. Вместе с тем Водный кодекс не содержит требований об установлении границ водных объектов на местности и на планах. В водном законодательстве отсутствуют нормативно правовые акты, регламентирующие порядок установления границ водного объекта.

Как пояснили специалист и представитель БВУ – ФИО5, если бы в решении указывались границы водного объекта описанием положения береговых линий водотока, установленных в соответствии с ч.4 ст.4 Водного кодекса, со всеми его изгибами и поворотами географическими координатами, тогда ни когда ни одно решение не было бы выдано, поскольку постоянно изменяются границы рек.

Несостоятельны требования прокурора и в части необходимости и обязательности рекомендаций бассейнового совета Амурского бассейнового округа при формировании любого мероприятия, направленного на предотвращение всех видов негативного воздействия на водные объекты, поскольку, порядком создания и деятельности бассейновых советов, утверждённым Постановлением правительства РФ от 30.11.2006 г. № 727 не предусмотрено рассмотрение бассейновыми советами всех мероприятий. С сентября 2009 года по настоящее время были проведены четыре плановых заседания бассейнового совета. Разработка рекомендаций по формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов в повестки дня не включались. Водный кодекс и Порядок создания и деятельности бассейновых советов не содержат требований об обязательности применения рекомендаций. Пункты 18, 19 и 20 Методических указаний, определено, что Росводресурсами и его территориальными органами и бассейновыми советами рассматриваются только те мероприятия, которые будут осуществляться с привлечением средств федерального бюджета.

В связи с установленными обстоятельствами, суд считает требования прокурора о признании решения Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края не подлежащими удовлетворению.

Обращаясь в суд с данным иском, прокурор имеет цель устранения нарушения водного законодательства со стороны ООО «Гермес» при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта – участка р.Чита, расположенного в Читинском районе, в с.Угдан.

Поскольку, судом не установлено нарушений действующего законодательства со стороны ответчика при выдаче решения, а во время проверки государственным экологическим инспектором были выявлены нарушения условий решения о предоставлении водного объекта в пользование, прокурору следовало обратиться с иском к ООО «Гермес» по устранению нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, водного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Читинскому природоохранному межрайонному прокурору отказать в удовлетворении требований к Министерству природных ресурсов и экологии Забайкальского края о признании незаконным решения №75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00150/00 о предоставлении русла реки Чита вблизи пос.Угдан в пользование ООО «Гермес» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением берегов водных объектов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

Решение принято в окончательной форме 13 апреля 2012г.