2-849/2012 включение периодов работы в стаж



Дело № 2-849-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2012 года

Центральный районный суд г. Читы в составе

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.

При секретаре Швецовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Размахнина А.Т. к Управлению Пенсион­ного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии,

У с т а н о в и л :

Истец Размахнин А.Т. обратился с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, проработавшему не менее 15 лет в качестве <данные изъяты> в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. В назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано 05.05.2011 года. Истцу не был засчитан льготный стаж за период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Согласно ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Однако ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гласит, что право льготного пенсионного обеспечения предоставлено только спасателям МЧС России. Ни в одном нормативном акте не прописаны различия между спасателями МЧС и спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с законодательством, в субъектах РФ. Истец просит включить в льготный стаж работы период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты>; включить в льготный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, который на момент обращения составил 7 лет 2 месяца 3 дня.

Представитель третьего лица ГУ «Поисково-спасательная служба» Иванов А.И. в судебном заседании пояснил, что требования истца являются обоснованными.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Согласно пп.16 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 устанавливает, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом выполнения которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 702 от 01 октября 2001 года, в соответствии с которым, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 статьи 27 и п.п. 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании установлено, что Размахнин А.Т. 11 марта 2011 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано по причине недостаточности специального стажа. На момент обращения к ответчику истцу засчитано страхового стажа 18 лет 6 месяцев 13 дней, специального стажа 5 лет 2 месяца 4 дня.

Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Размахнин А.Т. принят на должность <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией службы по п. 1 ст. 81 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу на должность <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 2 ст. 77 ТК РФ по истечении срока трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ истец принят на должность <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию. Согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ истец принят в <данные изъяты> на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>.

На основании постановления Главы администрации Читинской области № 241-А\п от 22.10.2002 года с 01.01.2003 года создано государственное учреждение «Поисково-спасательная служба Читинской области».

В соответствии с Уставом ГУ «Поисково-спасательная служба Забайкальского края», утвержденного распоряжением Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края № 5-р от 29.09.2011 года, функции учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Департаментом ГО ПБ Забайкальского края функций по выполнению государственных работ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учреждение создано в целях оказания помощи и спасения людей в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально-бытового характера; осуществления поиска и спасания людей на внутренних водах Забайкальского края; проведение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Забайкальского края, направленных на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций; выполнения мероприятий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ и оказанию пострадавшему населению первой медицинской и других видов помощи.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.

Сохранение за лицами, проработавшими не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении ими возраста 40 лет либо независимо от возраста права на досрочное назначение трудовой пенсии основано на учете существенной специфики выполняемых ими работ.

Поскольку истец Размахнин А.Т. в спорные периоды работал в аварийно-спасательной службе, созданной органом исполнительной власти Читинской области, а затем и Забайкальского края, оснований для включения периодов его работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется.

На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Размахнина А.Т. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.