2-2700/2012 о взыскании дополнительных выплат



Дело № 2-2700/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2012 года г. Чита

Центральный районный суд города Чита в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белозеровой ФИО7 к узлу связи штаба армии в/ч 58147, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании дополнительных денежных выплат (премии),

У С Т А Н О В И Л:

Белозерова Н.В. изначально обратилась в суд с указанными требованиями к вышеназванным ответчикам.

В обоснование требований о взыскании дополнительных выплат (премии) истица указала на то, что с 01.04.2003 года она работала в 80 узле связи штаба СибВО в должности телеграфиста, приказом от 15.11.2011 была уволена по п.2 ст. 81 ТК РФ по сокращению штата работников.

При увольнении истице не были произведены выплаты премии (дополнительной выплаты) в полном объеме.

В период работы, а именно 26.07.2010 был издан приказ № 1010 Министра обороны РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил РФ». Истец в исковом заявлении указывает на нарушение ее прав, выразившихся в неполучении дополнительных выплат, предусмотренных приказом №1010, а также в неполучении выплат стимулирующего характера за счет экономии фонда оплаты труда. Просит суд взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ» дополнительные выплаты (премии) согласно Приказу №1010 от 26.07.2010 за 2010, 2011 годы в размере 275 000 рублей, взыскать с узла связи штаба армии в/ч 58147 дополнительные выплаты стимулирующего характера за 2011 год в размере 12000 рублей, дополнительные выплаты (премии) в связи с экономией фонда оплаты труда за 9 месяцев 2011 года.

В настоящем судебном заседании истица, настаивая на заявленных требованиях, уточнила их, просила указанные в иске денежные средства взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю».

Представители ответчиков в/ч 58147 Гудий А.С., ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» Жеребцов А.Н., действующие на основании доверенностей, иск не признали. При этом каждый в отдельности указали на то, что Приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает дополнительную выплату (премию) по результатам службы (работы) за счет экономии фонда оплаты труда. Данная выплата не является гарантированной, 80 узел связи в телеграмме о дополнительных выплатах отсутствует, значит, оснований для взыскания премий за 2010 год и 2011 год нет. Кроме того, указали на пропуск истицей трехмесячного срока, установленного ст. 392 ТК РФ, относительно требований за 2010 год, первый, второй кварталы 2011 года. Разрешение требований о взыскании в пользу истицы выплат стимулирующего характера за 9 месяцев 2011 года и по итогам работы 2011 года оставили на усмотрение суда.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая заявленные истицей требования, суд исходит из следующего.

Условия, источник и порядок выплаты материального стимулирования установлены Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 г. Москва «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, военных округов. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п.1, 2).

В адрес Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю поступали телеграммы о выплате за счет экономии денежных средств, в том числе гражданскому персоналу в 2010 году и в 2011 году.

Согласно пункту 6 указанного Порядка дополнительное материальное стимулирование в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил на основании приказов соответствующих командиров.

Судом установлено, что дополнительные выплаты (премии) за 2010 год производились в декабре 2010 года (телеграмма от 24.11.2010), за первый квартал 2011 год - в июне 2011 года (телеграмма от 23.06.2011), за второй квартал 2011 года - в августе 2011 года (телеграмма от 13.08.2011), за третий и четвертый квартал в декабре 2011 года (телеграмма от 09.12.2011).

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске установленного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом.

Суммы денежных средств, которые просит взыскать истец, не были начислены, следовательно, к этим требованиям применяются положения ст. 392 ТК РФ с момента выплаты иным лицам, т.е. по премиям за 3, 4 кварталы 2011 года с декабря 2010 года, по премии за 1 квартал 2011 года – с июня 2011 года, по премии за 2 квартал 2011 года с августа 2011 года.

Судом установлено, что истица работала в 80 узле связи штаба Сибирского военного округа, была уволена в связи с сокращением штата работников по п.2 ст.81 ТК РФ.

Как следует из текста искового заявления, а также из пояснений истицы, она знала о выплате гражданскому персоналу, военнослужащим премий, предусмотренных приказом Министра обороны РФ № 1010, в других воинских подразделениях, в связи с чем ее коллеги обращались к командиру части, в профсоюзный орган, в военную прокуратуру.

Однако в суд истица обратились с требованиями о нарушении трудовых прав 5 марта 2012 года.

Доказательств уважительности причины пропуска срока истец суду не представила, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с указанными требованиями ею не заявлялось.

С учетом положений ст. 392 ТК РФ о трехмесячном сроке для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав работника, исковые требования в части взыскания денежных сумм за третий, четвертый кварталы 2010 года и первый, второй кварталы 2011 года удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Не находит суд и оснований для взыскания премии по итогам работы за 3, 4 кварталы 2011 года в связи со следующим.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» предоставлено руководителям федеральных органов исполнительной власти право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы) (пункт 7).

Пунктом 8 вышеназванного Указа установлено, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с данным Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется:

…гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований - в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ № 459 приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Согласно вышеназванному Порядку дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (пункт 1).

В соответствии с пунктами 2, 4 данного Порядка расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Данные премии не являются систематическими, Положениями о премировании не предусмотрены, следовательно, право на определение размера премий и лиц, подлежащих премированию, предоставлено органам федеральной исполнительной власти, к которым относится Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ.

Телеграммой Департамента социальных гарантий МО РФ от 9 декабря 2011 года, направленной в адрес начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, предусмотрен порядок выплаты премии за счет экономии денежных средств за 2 полугодие 2011 года.

При этом в данной телеграмме отсутствует какое-либо указание о выплате премий гражданскому персоналу войсковых частей.

Согласно ответу заместителя директора Департамента финансового планирования Министерства Обороны Российской Федерации от 24.02.2012, на имя начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» следует, что «…решения о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей, в том числе войсковой части 58147, в 2011 года Министром обороны Российской Федерации не принимались».

Таким образом, требования истца о взыскании премии за счет экономии денежных средств в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 1010 за период июль-декабрь 2011 года удовлетворению не подлежат.

Требование истицы о взыскании премии стимулирующего характера из фонда экономии оплаты труда по итогам работы 2011 года подлежат удовлетворению на основании ст.135, 191 ТК РФ.

Как следует из сообщения ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 23.12.2011 г. по результатам исполнения фонда оплаты труда гражданского персонала по итогам работы за 2011 год гражданскому персоналу 80 опорного узла связи Восточного военного округа выплата стимулирующего характера составила 830 908 руб. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в отдаленной местности (л.д._____).

На основании приказа командира войсковой части № 58147 от 23.12.2011 № 317 гражданскому персоналу было выплачено материальное стимулирование по итогам работы за 2011 год (л.д._____).

Учитывая, что выплата произведена по итогам работы за 2011 год всем работникам 80 узла связи, не уволенным на момент издания приказа, и то, что истец отработала 10,5 месяцев в 2011 году, она имеет право на получение указанной премии.

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что истица в течение 2011 года к дисциплинарной ответственности не привлекалась, оснований для лишения ее премии у ответчика не было.

Учитывая, что премия каждому работнику распределялась исходя из экономии фонда оплаты труда (830 908 руб.) и делилась на количество не уволенных работников, то к расчету суммы принимается количество гражданских лиц, работающих в 2011 году - 253 чел.

Таким образом, подлежащая взысканию в пользу Белозеровой Н.В. сумма премии по итогам за 2011 год составит 830908/253=3284,22 руб., за 10,5 месяцев работы составит 3284,22 /12 х 10,5 месяцев = 2873,69 рублей.

Таким образом, требование истца о взыскании премии из экономии денежного фонда подлежит удовлетворению в указанном размере.

Согласно приказу начальника 80 опорного узла связи Восточного военного округа от 21 ноября 2011 года № 300 гражданскому персоналу была выплачена надбавка за 9 месяцев 2011 года на основании письма начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» из расчета экономии денежных средств в размере 531920 руб.

В представленной в материалы дела выписке из приказа № 300 от 21.11.2011 отсутствуют сведения о премировании Белозеровой Н.В.

Таким образом, подлежащая к взысканию в пользу Белозеровой Н.В. денежная сумма составляет 531920 /253 = 2 102 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Принимая во внимание, что войсковая часть 58147 (как и ранее 80 опорный узел связи) зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» суд считает, что денежные суммы должны быть взысканы с указанного ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Белозеровой ФИО8 денежные средства в размере 4975,69 рублей.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Лоншакова Т.В.