2-1010/2012 об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-1010/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2012 года г.Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.,

при секретаре Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Днепровского ФИО7 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Регион-4», открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» об обязании произвести перерасчет оплаты за услуги по теплоснабжению, предоставлении услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению надлежащего качества, денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, указав на следующие обстоятельства.

На протяжении последних трех лет управляющая организация ООО «УК Регион-4» не оказывает надлежащим образом услуги по горячему водоснабжению и отоплению жилого дома по адресу: г.Чита, ул.<адрес>, в котором проживает истец.

На многочисленные просьбы жильцов руководство управляющей компании не реагирует. Из-за частого отключения горячей воды в жилом доме вода бежит плохого качества, что исключает возможность установить счетчики горячей воды, а также происходит засорение сантехнических устройств.

Температура воды не превышает 30 градусов, напор воды слабый, при этом истец оплачивает предоставляемые услуги в полном объеме.

Полагая свои права как потребителя нарушенными, истец просит обязать ООО УК «Регион-4» произвести перерасчет оплаты за услугу по горячему водоснабжению за 2011 год, по отоплению за отопительный сезон 2010-2011 годов, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО УК «Регион-4» Амирова А.М., действуя по доверенности, в ходе рассмотрения дела иск признала частично в части обязания произвести истцу перерасчет за оказываемые услуги, подтвердив, что иногда имеют место отключения горячей воды по не зависящим от управляющей организации причинам. При этом указала, что с заявлением о перерасчете за указанные услуги истец не обращался в досудебном порядке, по этой причине перерасчет по оплате не производился. Указала на то, что ресурсоснабжающей организацией по теплоснабжению и горячему водоснабжению является ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» в лице филиала «Забайкальский» (далее – ОАО «РЭУ»), с которой заключен договор теплоснабжения. Полагала ОАО «РЭУ» надлежащим ответчиком по требованиям истца об обязании обеспечить бесперебойную подачу тепловой энергии о горячей воды.

Определением суда от 15 февраля 2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – ОАО «РЭУ»).

В ходе судебного разбирательства истец настаивал на заявленных к ООО «УК Регион-4» требованиях в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «РЭУ» Красулин Н.Н., действуя по доверенности, иск не признал, полагал себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, при этом пояснил следующее. Действительно теплоснабжение жилого дома № по ул.<адрес> г.Чите осуществляется котельной №16, которая находится на обслуживании ОАО «РЭУ» в лице филиала «Забайкальский». Между управляющей организацией и ОАО «РЭУ» заключен договор теплоснабжения, согласно условиям которого производится подача тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жильцам дома, при этом каких-либо претензий по вопросу оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация не предъявляла.

В настоящее судебное заседание истец Днепровский А.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «УК Регион-4» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель ответчика ОАО «РЭУ» Красулин Н.Н. указал на то, что истцом не предъявлены конкретные требования к ОАО «РЭУ», в связи с чем просил в иске отказать.

Свидетель Николаев Н.И. суду показал следующее. Он является начальником котельной №16, которая производит поставку теплоснабжения и горячей воды жильцам дома № по ул.<адрес>. Пояснил, что работа котельной напрямую связана с отключениями электроэнергии. В случае отключения электроэнергии сразу прекращается отпуск тепловой энергии, а также отпуск горячей и холодной воды. Электроэнергию отключают по 2-3 раза в месяц. Даже после кратковременного отключения электроэнергии поставка тепловой энергии, горячей воды возобновляется не сразу. Пояснил, что бесперебойное теплоснабжение указанного жилого дома может быть нарушено по не зависящим от ОАО «РЭУ» причин.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обратившись с указанным иском в суд, заявитель пояснил, что услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению оказываются управляющей организаций ненадлежащего качества.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что управляющей организацией, на обслуживании которой с 01.03.2008 находится многоквартирный жилой дом № по ул.<адрес> в г.Чите, является ООО «УК Регион-4».

Материалами дела также подтверждается, что истец проживает в квартире №13 указанного дома, задолженности по оплате за услуги теплоснабжения, горячей воды перед ООО «УК Регион-4» у него не имеется.

Судом установлено, что 30 августа 2011 года между ОАО «РЭУ» (Теплоснабжающая организация) и ООО «УК Регион-4» (Абонент) был заключен Договор теплоснабжения №105040431009, согласно условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства по подаче Абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС), а Абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором.

Таким образом, ООО «УК Регион-4» является абонентом и приобретает тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в жилом доме, указанном в договоре.

Потребителями в рамках вышеназванного договора являются граждане, в частности проживающие в жилом доме № по ул.<адрес> в г.Чите и использующие коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для личных, семейных, домашних и иных нужд, ОАО "РЭУ" осуществляет теплоснабжение потребителей, в связи с чем, при оказании коммунальных услуг и ограничении подачи коммунальных услуг должны быть соблюдены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила), согласно которым запрещено ограничение потребления тепловой энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате.

Как было указано выше, истец задолженности по оплате коммунальных услуг перед ответчиком ООО «УК Регион-4» не имеет.

Вместе с тем, ненадлежащее исполнение одной из сторон обязательств по договору на подачу тепловой энергии в горячей воде от 30.08.2011, заключенного между ОАО "РЭУ" и ООО «УК Регион-4» не может служить основанием для ущемления прав добросовестных потребителей ГВС в силу прямого указания закона.

Из материалов дела следует, что вышеназванный договор был подписан со стороны Абонента с протоколом разногласий, которые до настоящего времени не урегулированы.

В частности, разногласия касаются адреса точки поставки ГВС (Приложение №1 к Договору), границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение №4 к Договору), договорных величин теплопотребления.

Вместе с тем сторонами не оспаривалось, что указанный договор не расторгнут, он является действующим.

Из материалов дела также следует, что ООО «УК Регион-4» неоднократно направляло в адрес теплоснабжающей организации обращения по вопросам отключения горячего водоснабжения и теплоснабжения, каких-либо ответов на указанные обращения в материалах дела не содержится.

Согласно ст.9 Федерального закона от 26 января 1996 года «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей».

Согласно разъяснениям п.2 Пленума Верховного Суда РФ №7 от 29 сентября 1994 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», к отношениям, регулируемым Законом РФ «О защите потребителей», в частности, относятся отношения, вытекающие из договоров по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг.

В силу п.1 и п.2 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан выполнить услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

В соответствии со ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

В силу ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями на 21 июля 2008 года) (далее – Правила) под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг

В соответствии с пунктом 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

Отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет (подпункт "з" пункта 49 Правил N 307).

В силу подпункта "н" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг.

Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (пункт 62 Правил N 307).

Порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества предусмотрен разделом VIII Правил N 307.

Исходя из системного толкования пунктов 67, 69 и 74 упомянутых Правил по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.

Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил N 307).

Учитывая, что представитель ответчика ООО «УК Регион-4» признал заявленные требования истца в части обязания произвести перерасчет размера платы за услуги по горячему водоснабжению за 2011 год, суд полагает указанные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 9 указанных Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Поскольку материалами дела подтверждается, что управляющая организация ООО «УК Регион-4» принимала меры для разрешения сложившейся ситуации, обращаясь к теплоснабжающей организации с требованиями указать причины отключения горячего водоснабжения и теплоснабжения, в частности в жилом доме №41 по ул.Кайдаловской, суд полагает в удовлетворении заявленного истцом требования обязать предоставлять услуги по обеспечению горячей водой и теплоснабжению в соответствии с нормами, установленными в Российской Федерации, отказать.

Иные требования в ходе судебного разбирательства не заявлялись.

Требование Днепровского А.А. о взыскании компенсации морального вреда с ООО «УК Регион-4» суд полагает подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Принимая во внимание все вышеустановленные обстоятельства, а также установление того факта, что коммунальные услуги предоставляются истцу ненадлежащего качества, с учетом принципов разумности и справедливости и с учетом обстоятельств дела, суд полагает возможным взыскать с указанного ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец были освобождены при подаче иска в сумме 200 рублей.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Регион-4» произвести перерасчет оплаты за услуги горячего водоснабжения за 2011 год Днепровскому ФИО8.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Регион-4» в пользу Днепровского ФИО9 в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Регион-4»государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья Лоншакова Т.В.