Дело № 2-2732-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «28» мая 2012 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В. при секретаре Кравцовой Л.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Запова Евгения Владимировича к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Запов Е.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период своего несовершеннолетнего возраста он остался без попечения родителей. Его родители умерли в 2003 и 2005 году. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы администрации МР «Сретенский район» в отношении него было установлено попечительство. В данном постановлении за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. <адрес>, <адрес>. Однако в данное жилое помещение он вселиться не может, так как оно передано по договору социального найма жилого помещения Еремеевой О.В. В течение длительного времени он проживает в г.Чите. Жилой площадью до настоящего времени он не обеспечен. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма в черте г. Читы и обязать Министерство финансов Забайкальского края и Правительство Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья ему жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. В дальнейшем истец дополнил свои требования и просил о предоставлении ему жилого помещения вне очереди. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, от представителя по доверенности Л.В. Каменевой в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011 года № 611-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере <данные изъяты> руб. Истец является лицом из числа детей-сирот и вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности при условии признания его малоимущим, от органов местного самоуправления. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Печак О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, мотивируя тем, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями являются государственными полномочиями субъекта РФ и обеспечиваются органами власти субъекта РФ. Данное государственное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 года администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность детей-сирот в настоящее время более 2000 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. В связи с чем фактически передача государственных полномочий субъекта органам местного самоуправления указанным законом не состоялась. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилья не представляется возможным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Просила суд в иске отказать. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края по доверенности Елизова Н.Н. просила рассмотреть дело без их участия представила возражения на исковое заявление, в которых указала, что полномочия по обеспечению данной категории лиц жильем преданы органам местного самоуправления, организация бюджета данного органа возлагается на финансовый орган. Поэтому Правительство считает, что не является по делу надлежащим ответчиком, и просит в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края Третьего лица Еремеевой О.В., представителя третьего лица – администрации МР «Сретенский район». В судебном заседании истец Запов Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные вышеизложенным, просил суд иск удовлетворить. Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, истец Запов Е.В. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Его мать и отец умерли в 2003 и 2005 году (л.д.________). Постановлением главы администрации МР «Сретенский район» от 16 февраля 2005 года в отношении истца было учреждено попечительство, за ним была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д._______). Однако как следует из договора социального найма жилого помещения, заключенного между администрацией городского поселений «Кокуйское» и Ермеевой О.В., данное жилое помещение предоставлено Еремеевой по договору социального найма жилого помещения (л.д.____). Из пояснений по иску третьего лица Еремеевой О.В., данное жилое помещение длительное время - с 2002 года по настоящее время находится в ее пользовании, поэтому она не может позволить Запову проживать в данном жилом помещении. С учетом того, что на момент закрепления жилого помещения в 2005 году за истцом, данное жилое помещение находилось в пользовании у третьего лица – Еремеевой О.В., которая не связана с истцом какими-либо отношениями, суд не может признать законным закрепление данного жилого помещения. Таким образом, в результате права истца на получение предусмотренных законом льгот были нарушены, и он не сог их реализовать по независящим от него причинам. Из материалов дела усматривается, что истец фактически проживал и проживает в г.Чите по месту жительства попечителя – Баженовой Л.А. Так, из диплома (л.д.13-14) следует, что он обучался в Байкальской академии экономики и права в г.Чите. Затем он проходил службу в ВС РФ по 8 августа 2011 года ( л.д._____). Таким образом, фактическим местом его жительства является г.Чита, что никем не оспаривается. Следовательно, после окончания учебного заведения истец получил право на предоставление жилого помещения, а затем- по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, но оно не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам. Истец обратился с заявлением о постановке его на учет в комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» 24 апреля 2012 года, однако ответ до сих пор не был получен (л.д.________). Истец жилого помещения на праве личной собственности не имеет. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Запова Евгения Владимировича удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Запову Евгению Владимировичу вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья Запову Евгению Владимировичу за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Н.В. Ануфриева