д.№2-3470-12 Решение об отказе в предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот



Дело № 2-3470-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«25» мая 2012 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Кондрашов Д.С. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, понуждении к финансированию,

УСТАНОВИЛ:

Кондрашов Д.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В период своего несовершеннолетнего возраста он остался без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>. С 2001 года истец воспитывался в Петровск-Забайкальском детском доме, при определении его в детский дом жилое помещение за ним не закреплялось ввиду отсутствия. До 10.02.2012г. Кондрашов Д.С. находился <данные изъяты>. Не смотря на неоднократные обращения, жилое помещение органами местного самоуправления истцу предоставлено не было. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ему вне очереди жилое помещение, обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование приобретения квартиры.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Мельникова С.В., действующего на основании доверенности в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края, а также указывает на то, что предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 2012 год законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей. Администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление данного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12 039 500 руб. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, нормами действующего законодательства возлагается на органы местного самоуправления. Просил суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011г. № 611-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 12073,9 тыс. руб. Кроме того, Правительство не является финансовым органом субъекта и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просила в удовлетворении исковых требований к Правительству Забайкальского края отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков.

В судебном заседании истец Кондрашов Д.С., пояснил, что после окончания обучения он неоднократно обращался в администрацию для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако его не принимали, отправляли собирать различные справки, которые он представить не имел возможности в связи с отсутствием денег. Письменных заявлений не писал. Администрацию посещал со своими знакомыми, которые также стояли на учете нуждающихся как дети сироты.

Представитель истца Жданов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что истец был своевременно не поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота по вине сотрудников детского учреждения, где он находился до совершеннолетия. Впоследствии он самостоятельно неоднократно пытался встать на учет, но не смог в связи с юридической неосведомленностью и <данные изъяты>, препятствующим достижению цели. Не имел он возможности это сделать и находясь в местах лишения свободы длительное время.

В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Кондрашов Д.С. на учете детей-сирот в администрации городского округа «Город Чита» не состоит, никогда не состоял, с заявлением о его постановке никогда не обращался. Нормами ч. 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.05.2010г. № 195 утвержден порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно которому основанием для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой в единый список, составляемый Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, является принятие их органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. В настоящее время Кондрашову Д.С. исполнилось 24 года, ввиду чего закрепленные в ФЗ № 159-ФЗ дополнительные социальные гарантии, в том числе и право на жилище, в силу ст. 1 данного закона на истца не распространяются. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив изложенные доводы ответчиков, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

При этом абзац 4 ст. 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, предоставление жилого помещения носит заявительный характер и может быть предоставлено указанной категории граждан вне очереди только лицам, обратившимся за его предоставлением в конкретный орган по месту жительства, подтвердившим нуждаемость в его предоставлении.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кондрашов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением управляющего Ингодинским административным округом г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Кондрашов Д.С. был определен в государственное учреждение, при этом жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось. В период с 2001 года по 2005 год Кондрашов Д.С. воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 2 г. Петровск-Забайкальский». После чего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отбывал наказание в местах лишения свободы.

Гражданский процесс построен на принципах состязательности и равноправия сторон, в силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящее время и на момент подачи иска Кондрашову Д.С. исполнилось 24 года. Вместе с тем, каких либо доказательств письменного обращения в орган местного самоуправления с целью постановки на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения, истцом суду не представлено. То обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет, Кондрашов Д.С. письменно в администрацию городского округа «Город Чита» за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не обращался, в ходе судебного заседания истцом не оспаривалось.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Как указано Конституционным судом РФ в определении от 19.10.2010г. № 1282-О-О, данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, статья 27 которой признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3,4 ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Таким образом, статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший 24 лет и не обратившийся в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, утратил и положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на него не распространяются.

При этом довод истца о нахождении в период с 2001 года по 2005 года в школе-интернате г. Петровск-Забайкальский не является основанием для возложения на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности по предоставлению ему во внеочередном порядке жилого помещения. По окончанию школы-интерната истец был вправе определить свое дальнейшее место жительства, после чего у него было достаточно времени для реализации своего права на внеочередное обеспечение жилой площадью, для обращения с заявлением в соответствующие органы о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей-сирот, которым он своевременно не воспользовался. Довод истца о нахождении в местах лишения свободы, в силу чего был лишен возможности самостоятельно обратиться с заявлением в соответствующие органы о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей-сирот, юридической неграмотности, <данные изъяты> не имеют правового значения, поскольку данные обстоятельства не препятствовали истцу реализации его прав и не стали на данный момент препятствием при обращении в суд с настоящим иском, что он мог сделать и ранее. Как следует из пояснений истца о его праве предоставление жилого помещения, необходимости постановки на учет ему было известно и после окончания школы-интерната.

При этом суд полагает надуманными доводы истца, пояснения свидетелей о том, что он неоднократно устно обращался в администрацию г. Читы для постановки на учет нуждающихся в улучшении, так как указанные пояснения крайне противоречивы, как по времени обращения, так и месту нахождения органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кондрашов Д.С. к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, понуждении к финансированию отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков