«04» июня 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по искам прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», ООО «Чистый город» о понуждении к организации мероприятий по сбору, вывозу и утилизации мусора и бытовых отходов с территорий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с указанными исками, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоустройства территории Центрального района г. Читы были выявлены нарушения законодательства - на следующих территориях находятся несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: - на земельном участке на придомовой территории между многоквартирными жилыми домами № 5, 5а, 7, 7а по ул. Нечаева в г. Чите; - на земельном участке на придомовой территории между многоквартирными жилыми домами № 5, 5а по ул. Нечаева и №29, 31 по ул. Кайдаловская в г. Чите; - на земельном участке на придомовой территории между многоквартирными жилыми домами № 34 по ул. Токмакова и № 7а по ул. Нечаева, вдоль деревянного ограждения строящегося дома № 36 по ул. Токмакова в г. Чите. Обслуживание указанных многоквартирных жилых домов и придомовой территории осуществляется ООО «Чистый город» в соответствии с договором на управление многоквартирными жилыми домами, заключенным с администрацией городского округа «Город Чита». Ответственность за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа «Город Чита» в силу норм законодательства лежит на органах местного самоуправления. Непринятие ответчиками мер по уборке свалок нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита», ООО «Чистый город» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов с вышеперечисленных территорий городского округа «Город Чита». Определением от 03.05.2012г. данные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Читы Таушканова Е.Д. заявленные требования уточнила, просила суд возложить обязанность по организации мероприятий по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов с вышеперечисленных территорий на ООО «Чистый город», суду пояснила, аналогичное изложенному в исках. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Конюкова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что обязанность по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов должна быть возложена на ООО «Чистый город», поскольку указанные в иске несанкционированные свалки расположены на придомовых территориях домов, обслуживание которых в соответствии с заключенным договором управления осуществляется ООО «Чистый город». Представители ответчика ООО «Чистый город» директор Атяев В.Г., Насырова С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования признали, суду пояснили, что в настоящее время работы по устранению несанкционированных свалок, указанных в исках, проводятся. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела на следующих территориях г. Читы размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: - на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домами № 5, 5а, 7, 7а по ул. Нечаева; - на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домами № 5, 5а по ул. Нечаева и домами №29, 31 по ул. Кайдаловская; - на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домами № 34 по ул. Токмакова и № 7а по ул. Нечаева, вдоль деревянного ограждения строящегося дома № 36 по ул. Токмакова. Факт наличия несанкционированных свалок на указанных участках подтверждается актами проверки санитарного состояния территории от 12.04.2012г., схемами места расположения свалок, фотоснимками и в ходе судебного заседания ответчиком ООО «Чистый город» не оспаривался. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 24 п. 1 ст. 16). Также в силу пп. 26 п. 1 ст. 5 устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33, 34 устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм. В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. В силу положений ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. При этом собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 указанных Правил). В ходе судебного заседания установлено, что 30 августа 2011 года между ООО «Чистый город» и администрацией городского округа «Город Чита» был заключен договор управления многоквартирным жилым домом, по условиям которого ООО «Чистый город» взяло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам согласно Приложению № 1 к данному договору. Дома, на придомовой территории которых расположены несанкционированные свалки: дома № 5, 5а, 7, 7а по ул. Нечаева, дома №29, 31 по ул. Кайдаловская, дом № 34 по ул. Токмакова в г. Чите, включены в реестр домов, содержащий в приложении № 1 к договору, то есть, переданы на обслуживание ООО «Чистый город». В соответствии с п. 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением, в частности, загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами, выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в частности, обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (п. 3.7.1 указанных Правил). Комплекс работ и услуг, включенных в понятие содержания общего имущества многоквартирного дома, определен в приложении № 2 к вышеуказанному договору управления, согласно которому в содержание общего имущества многоквартирного дома включено, в частности, обслуживание территории домовладений. Таким образом, обязанность по организации мероприятий по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов с выявленных мест несанкционированных свалок в данном случае надлежит возложить на ООО «Чистый город»..При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «Чистый город» в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу организовать мероприятия по сбору, вывозу и утилизации мусора и бытовых отходов с места несанкционированных свалок, расположенных на следующих территориях города Чита: - на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домами № 5, 5а, 7, 7а по ул. Нечаева; - на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домами № 5, 5а по ул. Нечаева и домами №29, 31 по ул. Кайдаловская; - на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домом № 34 по ул. Токмакова и домом № 7а по ул. Нечаева, вдоль деревянного ограждения строящегося дома № 36 по ул. Токмакова. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков