Дело № 2-1394-12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2012 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Калашниковой Т.А., при секретаре СтрамиловойЯ.Б., Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Перминова <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, У с т а н о в и л : Истец обратился в суд с данными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. В 1957г. во время прохождения срочной военной службы на Северном флоте на Центральном атомном полигоне «Новая земля» истец был участником испытания ядерного оружия в военных целях. В 1958г. был уволен в запас на основании военной травмы(лучевой) связанной с воздействием радиации, установлена вторая группа инвалидности, и по 1968г. находился под грифом совершенно секретно. Обратившись в отдел соцзащиты за получением льгот и компенсаций, а следовательно и госпенсии, ему было отказано и через суд он доказывал свое право на получение данных льгот. Решением <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. право на льготы ему были подтверждены. После этого он обратился в отдел соцзащиты с данным решением суда, а позднее в пенсионный фонд для получения второй пенсии, от него затребовали установления причинной связи его заболеваний с радиационным поражением. 16.03.2011г. была установлена причинная связь и истец обратился в МСЭ, которая выдала справку и на основании данной справки пенсионный фонд оформил ему пенсию с 01.09.11г. как инвалида военной травмы. Считает, что пенсия ему была не назначена по независящим от него обстоятельствам, и просит обязать ответчика произвести индексацию государственной пенсии по инвалидности связанной с военной травмой(лучевой), за предшествующий период времени с сентября 1958г. по август 2011г. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным основаниям. Представитель ответчика Зверева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, представив письменный отзыв(л.д._____). Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Истец обратился в бюро МСЭ по вопросу установления группы инвалидности в июле 2011 году. По результатам освидетельствования был признан инвалидом второй группы бессрочно с причиной "заболевание радиационно обусловленное при исполнении обязанностей военной службы(служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". п.11. Правил признания лица инвалидом (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"), принятым в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Поскольку ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2011 г. "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", устанавливает общие условия возникновения права на получение пенсии по инвалидности военнослужащих, тогда как вышеназванные Постановления Правительства РФ определяют правила и процедуру признания граждан всех категорий инвалидами. В силу ст. 119 ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 г. № 340-1 пенсия по инвалидности может быть установлена со дня установления инвалидности, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на нее. Установив, что истец был признан инвалидом только в 2011году, и с этого момента у него возникло право на получение пенсии по инвалидности, требование о перерасчете пенсии по инвалидности за период с сентября 1958г. по август 2011г., предшествующий установлению инвалидности, не основано на законе и подлежит отклонению. Меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие участия в действиях подразделений особого риска регулируются Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Граждане, ставшие инвалидами вследствие участия в действиях подразделений особого риска, выделены в отдельную категорию, социальная защита которой регулируется специальным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения. В соответствии с пп. "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма". Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта "г" этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 утверждено разъяснение № 1 от 15.04.2003 г. "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317), согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Данное разъяснение принято в целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот. В соответствии с п. 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма". Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. п. 9 - 12 Разъяснения от 15 апреля 2003 г. 3 17 с иными формулировками, например "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". 12.09.2011г. Перминов П.В. обратился в УПФР в г.Чите с заявлением о назначении второй пенсии – по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и пенсия по инвалидности ему была установлена в соответствии с п.1 ст.23 вышеназванного Закона с 1-го числа месяца, в котором обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. В качестве подтверждения права на установление второй пенсии истцом была предоставлена справка МСЭ-015 №641296, которая подтверждала установление истцу 2-ой группы инвалидности, с причиной инвалидности "заболевание радиационно обусловленное при исполнении обязанностей военной службы(служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". Вторая пенсия истцу назначена в соответствии с названным Законом, с одновременным представлением в пенсионный орган документов об изменении причины инвалидности, ранее в сентябре 1995г. указывалось причиной инвалидности - «общее заболевание». Так как назначение пенсии носит заявительный характер, оснований для назначения пенсии по инвалидности, а также индексации размера пенсии с более ранних сроков не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Перминову <данные изъяты> в удовлетворении требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о возложении обязанности произвести индексацию пенсии отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме через Центральный районный суд города Читы. Судья: Т.А. Калашникова