о предоставлении жилого помещения вне очереди (дети-сироты)



Дело № 2-3930-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2012 г. г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
при секретаре Голобоковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по ис­ку Мингазутдинова ФИО12 к Администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству фи­нансов Забайкальского края о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о защите установленного федеральным законодательством права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец остался без родителей. Постановлением Администрации Черновского района г.Читы от 28.10.2004 г. истцу был назначен опекун. Своего жилья истец не имеет, временно зарегистрирован у сестры. Жилое помещение за ним не закреплялось, вследствие чего он поставлен в администрации городского округа «Город Чита» на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями 28.04.2008 г.. Учитывая, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, истец с учетом изменений требований просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление указанной жилой площади.

В судебном заседании истец и его представитель Балдина А.О. требования поддержали в полном объеме.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» Зорина Ю.В., действующая на основании доверенности просила в удовлетворении требований отказать, мотивируя тем, что субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу «Город Чита» недостаточно. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2000 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, о чем представила заявление, представила возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В возражениях указала, что предоставление жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год, на указанные цели. Администрации городского округа «Город Чита» предусмотрены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12 073 900,0 руб. Предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью органов местного самоуправления. Просит в иске отказать.

Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что истец 11.10.1992 года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Мингазутдинова Н.П. умерла 01.02.2004 г., отец-Мингазутдинов О.Ш. умер 31.01.2009 г., с 2004 г. находился в розыске (л.д.___).

Постановлением Администрации Черновского района г.Читы от 28.10.2004 г. истцу был назначен опекун-бабушка Дьяченкова Л.Р.. Жилое помещение за ним не закреплялось в связи с отсутствием такового у родителей.

Вследствие отсутствия закрепленного жилого помещения истец поставлен в администрации городского округа «Город Чита» на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем нарушено его право на жилище.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ в возврат истцу подлежат понесенные им судебные расходы в размере 1300 руб., которые надлежит взыскать с Администрации городского округа «Город Чита» исполняющей обязанность в предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетво­рить.

Обязать Администрацию городского округа «город Чита» предоставить Мингазутдинову ФИО13 по договору социального найма жилое помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры в пределах г.Читы, отвечающих санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не менее 25 кв.м..

Возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финан­сов Забайкальского края обязанность в случае невозможности предоставле­ния Мингазутдинову ФИО14 жилого помещения по причине отсутствия свободного жилого фонда предусмотреть финансирование расходов по приобретению жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Взыскать с Администрации городского округа «город Чита» судебные расходы в сумме 1300 руб. в пользу Мингазутдинова ФИО15

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Решение изготовлено 15 мая 2012 г.

Судья: Р.Т.Аксаненко