Дело № 2-473-2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 апреля 2012г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Журавлевой Н.А., при секретаре Панковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Фунтусова Л.И. и Фунтусова М.И. к администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья, У С Т А Н О В И Л : Фунтусова Л.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Она и члены её семьи – муж Фунтусов М.И. и дочь ФИО11 проживают в <адрес> в <адрес>. Данный дом находился на балансе автобазы БАМ-589, впоследствии был списан с баланса в связи с его ветхостью, однако, жильцы дома расселены не были. По данному факту они обращались в Ингодинский районный суд г.Читы, ДД.ММ.ГГГГ данным судом было принято решение о возложении на БАМ-589 обязанности предоставить им благоустроенное жилое помещение, дом был признан аварийным. Тем не менее, жилое помещение им предоставлено не было. Ссылаясь на то, что в настоящее время состояние дома значительно ухудшилось, она сама, её муж Фунтусов М.И. и дочь ФИО11 являются инвалидами и другого жилья не имеют, длительное время их семья состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, Фунтусова Л.И. просила обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить ей на состав семьи жилое помещение по договору социального найма в пределах г.Читы, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью по нормам предоставления на 3-х человек, состоящее из двух комнат. В ходе разбирательства по делу Фунтусова Л.И. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить жилое помещение по договору социального найма в пределах г.Читы, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 52 кв.м., состоящее из двух комнат (л.д.__________). Привлеченный к участию в разбирательстве по делу в качестве третьего лица Фунтусов М.И. обратился в суд с самостоятельными исковыми требованиями, просил обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить ему на семью из трёх человек жилое помещение по договору социального найма в пределах г.Читы, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 52 кв.м., состоящее из двух комнат, мотивируя тем, что неблагоустроенный дом, в одной из квартир которого в настоящее время проживает его семья, находится в аварийном состоянии, другого жилья они не имеют, он, Фунтусов М.И. страдает тяжелой формой хронического заболевания, а его семья длительное время состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья. В судебное заседание Фунтусова Л.И. и Фунтусов М.И., а также привлеченная к участию в разбирательстве по делу в качестве третьего лица на стороне истца Фунтусова М.М., извещенные о дате слушания дела, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель истца и третьего лица на стороне истца Фунтусовой М.М. – Стасько Е.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования Фунтусовой Л.И. поддержала. Суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ Фунтусова Л.И. состоит на учете в администрации Центрального района г.Читы в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, муж истицы Фунтусовой Л.И. – Фунтусов М.И. страдает тяжелой формой <данные изъяты> заболевания, в связи с чем семья Фунтусовых с 2010г. включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди. Просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика администрации городского округа «город Чита» Зорина Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что ссылки Фунтусовой Л.И. на непригодность для проживания занимаемого её семьей в настоящее время жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку решением Ингодинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск Фунтусовых к БАМ-589 о предоставлении вне очереди жилого помещения взамен признанного непригодным занимаемого – <адрес> в <адрес>. Доводы истицы о неисполнении решения суда не состоятельны, так как решением данного суда от ДД.ММ.ГГГГ был изменен порядок исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, с СУ ЗабВО в пользу Фунтусовой Л.И. и Фунтусова М.И. были взысканы денежные средства на приобретение жилья взамен занимаемого, признанного непригодным для проживания, в размере 66250 руб., которые, однако, были использованы Фунтусовыми не по назначению. Наличие в семье Фунтусовых лица, страдающего <данные изъяты> заболеванием, свидетельствует о наличии права на внеочередное предоставление жилья именно у этого лица, то есть Фунтусова М.И. Последний состоит на учете как нуждающийся во внеочередном предоставлении жилья, однако, обеспечение жильём инвалидов производится за счёт средств федерального бюджета. В бюджет городского округа «город Чита» денежные средства на приобретение жилья для инвалидов не поступали, соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления городского округа «город Чита» не передавались, в связи с чем администрация городского округа «город Чита» не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. Просила в удовлетворении иска отказать. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Фунтусовы, являясь инвалидами, имеют право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст.28.2 названного закона, путём приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета. Правительством Забайкальского края утверждено Положение, в соответствии с которым лицам, из числа инвалидов, вставшим на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, производится единовременная денежная выплата на приобретение жилья в качестве меры социальной поддержки после надлежащего обращения в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края при условии предоставления необходимого пакета документов. Министерство финансов Забайкальского края полномочиями по предоставлению жилых помещений не наделено. Просил в удовлетворении иска отказать. Представитель Правительства Забайкальского края Иванова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации администрация городского округа «город Чита», у Правительства Забайкальского края полномочий на предоставление гражданам жилья не имеется. Просила в удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края отказать. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1, ч.1 ст.71, ст.18, ч.1 ч.2 ст.19). Как неоднократно подчёркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997г. № 20-П, Определение от 15.02.2005г. № 17-О и др.). Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями ч.3 ст.40 и ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учёт (ч.1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ). В силу части 2 статьи 6 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части. По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005г. Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт до 1 января 2005г., обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч.2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из ст.31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Законом Забайкальского края № 106-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» определено, что обеспечение жилой площадью граждан, проживающих в Забайкальском крае, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., осуществляется в форме предоставления им социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005г. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Из материалов дела следует и судом установлено, что истица Фунтусова Л.И., третьи лица Фунтусов М.И. и Фунтусова М.М. проживают в <адрес> в <адрес>. Из материалов дела также усматривается, что <адрес> в <адрес> был признан непригодным для проживания, в связи с чем решением Ингодинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворён иск жильцов указанного дома, в том числе, Фунтусовой Л.И. и Фунтусова М.М. к БАМ-589 о предоставлении другого жилого помещения. Названным решением на ответчика была возложена обязанность выселить Фунтусовых из квартиры <адрес> в <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения (л.д._______). Определением Ингодинского районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ порядок исполнения данного решения был изменён, со строительного управления ЗабВО в пользу ФИО11 и Фунтусовой Л.И. взысканы денежные средства в размере 66250 руб. (л.д.________). Как следует из пояснений представителя истца Фунтусовой Л.И. Стасько Е.Л., данных в суде, денежные средства в указанном размере Фунтусовыми были получены и использованы по собственному усмотрению на ремонт признанного непригодным для проживания занимаемого ими жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы представителя ответчика администрации городского округа «<адрес>» о том, что Фунтусовы не вправе требовать предоставления их семье другого жилого помещения взамен и в настоящее время занимаемого жилого помещения – <адрес> в <адрес>, признанной непригодной для проживания, во внеочередном порядке. Обоснованным суд находит также и доводы данного ответчика о том, что у истицы Фунтусовой Л.И. отсутствует право требования предоставления ей другого жилого помещения вне очереди по иным основаниям, поскольку сам факт постановки её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья и установлении ей инвалидности о наличии такового права не свидетельствует. Вместе с тем, судом установлено и представленными документами подтверждается, что Фунтусов М.М., ДД.ММ.ГГГГгода рождения страдает <данные изъяты> заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378 (л.д._________). Как следует из сообщений администрации городского округа «город Чита», Фунтусова Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Фунтусов М.М. является её мужем и, соответственно, членом её семьи (л.д.________). На основании распоряжения главы администрации Центрального административного района г.Читы № от ДД.ММ.ГГГГ семья Фунтусовых из трёх человек включёна в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди, в связи с наличием у Фунтусова М.М. тяжелого хронического заболевания (л.д._________). Принимая во внимание факт того, что до настоящего времени семье Фунтусовых не предоставлено благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, органы, в чью обязанность входит принятие на учёт граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления, органом исполнительной власти, в чью обязанность входит обеспечение Фунтусова М.И. жилым помещением, является администрация городского округа «город Чита». Таким образом, суд находит, что исковые требования Фунтусова М.И. о возложении на администрацию городского округа «город Чита» обязанности предоставить ему на состав семьи вне очереди жилое помещение являются обоснованными. Доводы представителя администрации городского округа «город Чита» о том, что администрация не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан данной категории, формой обеспечения жильем граждан указанной категории является предоставление им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность за счёт средств федерального бюджета, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на ошибочном толковании норм материального права по основаниям, изложенным выше, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание. Таким образом, на администрацию городского округа город Чита» подлежит возложению обязанность предоставить Фунтусову М.И. жилое помещение на состав семьи. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований Фунтусова М.И., суд исходит из того, что семья Фунтусова М.И. нуждается в жилом помещении на основании п. 4 ч. 1 ст. 51, а также п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего им на праве собственности. Возлагая на администрацию городского округа «город Чита» обязанность предоставить Фунтусову М.И. жилое помещение на состав семьи, суд исходит из того, что право на предоставление жилья во внеочередном порядке у последнего в результате реализации им предоставленного ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ права на выбор одной из установленных законом форм обеспечения жилищных прав. Судом установлено, сто Фунтусов М.И. не желает реализовывать свое право посредством предоставления единовременной денежной выплаты за счёт средств федерального бюджета, требует предоставления жилого помещения по договору социального найма, что согласуется с вышеозначенными требованиями закона. Учитывая, что согласно решению Думы городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления площади жилого помещения на семью из трёх человек составляет 42 кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим нормам, а в соответствии с ч.6 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, не превышающей норму предоставления на одного человека (но не более, чем в 2 раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством РФ, требование Фунтусова М.И. о предоставлении ему жилого помещения на состав семьи из трёх человек общей площадью не менее 52 кв.м., правомерно. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Фунтусова М.И. к администрации городского округа «город Чита» удовлетворить. Возложить на администрацию городского округа «город Чита» обязанность предоставить Фунтусову М.И. на состав семьи из трех человек жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 52 кв.м. в пределах г.Читы. В удовлетворении иска к Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края отказать. Фунтусовой Л.И. в удовлетворении иска по заявленным основаниям отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г.Читы. Судья: Журавлева Н.А.