Дело 2-4671-12 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4671-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

6 августа 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Павлычевой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах Пичугиной ФИО11 к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд в интересах Пичугиной Е.А.с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка по заявлению Пичугиной Е.А. о нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено: Пичугина Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 19. 12. 2003 года Черновским районным судом г. Читы лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением Главы администрации Черновского административного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Пичугиной Е.А.» гр. ФИО6 назначена опекуном над несовершеннолетней Пичугиной Е.А.. Жилая площадь за несовершеннолетней Пичугиной Е.А. не закрепляется в связи с отсутствием собственного жилья у матери. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ФИО7 проживает у опекуна ФИО6. ФИО9 состоит на учёте для предоставления жилой площади с учетным номером . Истец просит суд обязать Администрацию предоставить Пичугиной Е.А. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади помещения на одного человека (25 кв.м); Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением.

В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом.

Прокурор Железнодорожного района г. Читы в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания извешён, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объёме (л.д. ).

Представитель администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания извешён, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. ).

Представитель Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания извешён, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковое заявление, в которых в удовлетворении требований к Правительству Забайкальского края просил отказать (л.д. ).

Представитель Министерства финансов Забайкальского края в суд не явился, просил рассмотреть иск без его участия, в письменных возражениях исковые требования не признал, суду пояснил, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 г. № 474-а предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели. Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 г. № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 39.918.6 тыс. руб., которые были перечислены в бюджет округа. Кроме того, дополнительно, на основании Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 г. № 611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, за счет средств федерального бюджета распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов, в том числе городскому округу «Город Чита» - в размере 12039.5 тыс. руб. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма органом местного самоуправления и только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими, а также в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения. Исходя из анализа вышеприведенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися лицами договоры социального найма,. На основании изложенного, Министерство финансов Забайкальского края просит суд отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству финансов Забайкальского края, за необоснованностью. (л.д. ).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривалось представителями ответчиков в суде, Пичугина Е.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

Пичугина Е.А. состоит на очереди по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на первоочередное получение жилой площади, как оставшаяся без попечения родителей.

В соответствии с частью 1 статьи 1, части 1 статьи 7, статьей 18, частями 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашается социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 40 Конституции РФ, обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.2 п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В силу ст. 5 вышеуказанного Федерального Закона гарантии, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жильем, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

В данном случае таким органом по месту жительства истца является администрация городского округа «Город Чита», где истец состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Следовательно, исковые требования прокурора должны быть удовлетворены по вышеизложенным основаниям.

Недостаточность финансирования, не позволяющая приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не влечет за собой освобождение органов местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.

Правительство Забайкальского края как орган исполнительной власти субъекта РФ не обладает полномочиями по распределению жилья и предоставлению его по договору социального найма.

Не имеет указанных полномочий и Министерство финансов Забайкальского края.

Вместе с тем, Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края целесообразно предложить профинансировать приобретение жилья истице.

Согласно Решению Думы городского округа «город Чита» № 185 от 10.11.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «город Чита», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека составляет не менее 25 кв.м.

Таким образом, Пичугина Е.А. должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди с учетом требований п.п. 5-9 ст. 57 ЖК РФ в виде благоустроенной квартиры общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Пичугиной ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение в виде благоустроенной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., предложив Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения.

Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края обязать профинансировать приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Копеистова О.Н.