Дело № 2-4599/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 июля 2012 года г.Чита Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего Лоншаковой Т.В. при секретаре Голобоковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Читинский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование иска указано на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией городского округа «Город Чита» полномочий в сфере обращения с отходами. Проверкой установлено, что на территории городского округа «Город Чита» отсутствует генеральная схема очистки города, полномочиями по разработке которой наделены органы местного самоуправления, а именно администрация городского округа «Город Чита». Прокурор, указывая на то, что до настоящего времени генеральная схема очистки города Читы не утверждена, разработанная в 2007 году схема очистки города оказалась неэффективной, а также не была согласована с соответствующими органами, просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать мероприятия по разработке генеральной схемы очистки городского округа «Город Чита» в установленном санитарно-эпидемиологическом законодательством порядке. В настоящем судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И., действуя на основании доверенности, просила в удовлетворении требований прокурора отказать. Пояснила суду, что в 2007 году указанная генеральная схема очистки города Читы была разработана специализированной организацией МП «Забайкалспецтранс», в соответствии с нею проводились мероприятия по очистке города, однако в марте 2012 года срок ее действия истек. В настоящее время подготовлен акт выбора земельного участка под строительство полигона для ТБО, направлен на экспертизу проект строительства мусоросортировочного завода, рассматривается предложение о включении в расходную часть бюджета городского округа затрат на разработку новой схемы санитарной очистки территории г.Читы на 2013 год. В связи с изложенным просила в иске отказать. Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального Закона №№ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального Закона №№ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № от ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья, населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В силу ст. 39 вышеуказанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона №№-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 16 Федерального закона №№-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а так же организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Данные положения согласуются также с п.3 ст.7 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» №№-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна осуществляться в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной органом местного самоуправления. Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения администрацией городского округа «Город Чита» полномочий в сфере обращения с отходами установлено, что Генеральная схема очистки территории городского округа «Город Чита» не разработана и не утверждена. Согласно Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы. В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2007 году разработкой указанной схемы по поручению ответчика занималось муниципальное предприятие «Забайкалспецтранс» в рамках инвестиционной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры г.Читы, утвержденной решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ №. До разработки указанной схемы действовала схема санитарной очистки города 1991 года. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, как и не оспаривалось то, что схема очистки города, разработанная в 2007 году, какие-либо согласования с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы не проходила, органом местного самоуправления не была утверждена. Вместе с тем, как следует из ответа заместителя мэра города Галиморданова А.В. на имя Читинского природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, «срок действия генеральной схемы очистки города от 2007 года истек, в связи с дефицитом городского бюджета средства на разработку генеральной схемы очистки города бюджетом 2012 года не предусмотрены. План мероприятий для включения в бюджет 2013 года будет формироваться в июне 2012 года». В свою очередь, как следует из пояснений ответчика в судебном заседании, план мероприятий по организации разработки указанной схемы на сегодняшний день не включен в расходные бюджетные обязательства ответчика на 2013 год не включен. Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям от ДД.ММ.ГГГГ №, генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий. Генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий. Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств. Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет, с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10 - 20 лет. Таким образом, как установлено в ходе судебного разбирательства, генеральная схема очистки территории городского округа «Город Чита» в настоящее время не разработана, организация мероприятий по ее разработке ответчиком не осуществляется, полномочия в области обращения с отходами в части соблюдения предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством требований о разработке генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, в частности, территории городского округа «Город Чита», со стороны ответчика не выполнены, что влечет за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан, проживающих на указанной территории, на благоприятную окружающую среду. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, заявленные в иске, являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению. Доказательств иного суду не представлено. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить срок исполнения обязательств ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» осуществить организовать мероприятия по разработке генеральной схемы очистки городского округа «Город Чита» в установленном санитарно-эпидемиологическим законодательством порядке. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы, представления в Центральный районный суд г.Читы. Судья Лоншакова Т.В.